Государственный праздник - День народного единства - 17 сентября

13 апреля 2022

Государственный праздник - День народного единства - 17 сентября

Согласно указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2021 № 206 «Об изменении указа Президента Республики Беларусь» п. 1.2. указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и праздничных датах» число государственных праздников дополнено государственным праздником – День народного единства – 17 сентября.   Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 01.01.2022 года текущий 2022 год объявлен годом исторической памяти, что во многом коррелирует с новым государственным праздником.     Непосредственными событиями, связанными с данным государственным праздником, является провозглашение (восстановление) в 1918 году независимости Польши. Указанные события произошли в связи с совокупности целого ряда факторов, определяющим из которых следует отнести события Первой мировой войны и революционных событий в тогдашней России. Вряд ли есть необходимость в настоящей статье подробно описывать указанные события, равно как и предшествовавшие им (историю начиная с момента зарождения государственности в Польше, а также на территориях современных Республики Беларусь, Украины, РФ). Определяющим является то, что на территории бывшего Царства Польского (занятого к тому времени, по сути проигравшей Первую мировую войну кайзеровской Германией) и некоторых территорий с компактным проживанием польского населения в составе распадавшейся Австро-Венгерской империи, как указывалось выше, было провозглашено создание (восстановление) Польского государства. С самого момента этого события остро встал вопрос о новых границах данного государства с учетом как исторических, национальных и религиозных факторов (границы польского государства равно как и вероисповедание, самосознание, проживавшего в его пределах населения в течение истории постоянно изменялись), так и внешнеполитических факторов (неясным исходом начавшейся Гражданской войны в России, претензией Польши к соседям на определенные территории (к Германии, к образуемой Чехословакии, к Литве и особенно бывшей Российской империи (на территории современных Республики Беларусь, Украины, и даже некоторых частей РФ). В этой связи, лордом Британской империи Керзоном Джорджем Натаниэлом (ведущего на тот исторический момент времени государства к тому же победительницей в Первой мировой войне и активным учредителем нового миропорядка основанного на учреждаемой Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы международных отношений) был предложен компромиссный вариант об установлении восточной границы вновь воссозданного Польского государства в основу которого был положен принцип преимущественного национального состава проживающего на определенной территории населения. Это вошло в историю как «линия Керзона». В итоге было предложено три варианта установления данной границы, при том выделялся один из наиболее правильных (условно назовем его вариант А). По данному варианту восточная граница Польши (применительно к землям современной Беларуси) устанавливалась по линии реки Неман, далее примерно по прямой до излучины р. Западный Буг в районе Беловежской пущи и далее по указанной реке до современной Украины. Подвариантом данной линии было предложено некоторое небольшое отступление в пользу Польши в районе между р. Неманом и р. Западный Буг (вариант Б). И еще одним вариантом было проведение границы по реке Западный Буг, однако далее уже не по р. Неман а значительно западнее без включения в состав Польши г. Белостока и его окрестностей (вариант С). Указанные варианты были предложены как руководству Польши, так и Советской России, однако они не были приняты ни Польшей, имевшей претензии на установление восточных границ как минимум до пределов первого раздела Речи Посполитой (а точнее – еще со включением всего северного Причерноморья и некоторых иных территорий (т.н. план «от мора до мора» (междуморья)), так и руководством Советской России, которое вынашивало планы мировой революции. В результате произошло целый ряд серьезных конфликтов включая польско-западноукраинскую, польско-литовскую и польско-советскую войны 1919-1921 годов которые закончились фактическим включением в состав польского государства ряда территорий современных Республики Беларусь, Украины и Литвы. По окончании советско-польской войны 1919-1921 годов, условиями Рижского договора 1921 года территории современных Гродненской и Брестской (целиком), значительной частью Витебской, Минской областей и даже небольшого участка Гомельской области были включены в состав Польши. О явной несправедливости данного мира прямо высказывались даже многие видные деятели белорусской интеллигенции в т.ч. Янка Купала. Таким образом, территория с компактным проживанием белорусов оказалась разделена на примерно две не совсем равные половины в составе разных, прямо скажем, неприязненно настроенных, по самым разным причинам, друг ко другу государств.    Теми же условиями Рижского договора было предусмотрено, что Польша обеспечит защиту прав национальных меньшинств, в том числе белорусов, однако, на практике Польша от его исполнения фактически полностью уклонилось. При том, началось проведение политики т.н. санации, что подразумевало за собой намеренное ополячивание белорусов и украинцев разными способами, в том числе и насильственными мерами. Данная политика Польского государства привела к тому, что земли современной Западной Беларуси в составе Польши не только не имели хоть какой-то автономии, но и были отсталым даже по меркам Польши аграрным краем, почти без промышленности.        В то же время (точнее – еще в период названной польско-советской войны), в Советской России было принято решение о создании БССР, которая, в результате ряда укрупнений и уточнений границ, вобрала в себя территории с компактным проживанием белорусов тогдашней Советской России, во всяком случае, исходя из национального самосознания населения в тот исторический момент времени. Данная граница существует и по сей день.    1 сентября 1939 года, нацистская Германия используя надуманные предлоги и провокации, в союзе с частично признанной Словакией, напала на Польшу. Несмотря на сопротивление польской армии, к 17 сентября 1939 года поражение Польши было очевидным и бесспорным (к тому моменту вермахт нанес решительное поражение основной части Войска Польского, фактически полностью лишил страну ВМС, ВВС, бронетанковые соединения, занял обширные территории, лишив выхода к морю, окружил Варшаву, вышел к Бресту и начал штурм Брестской крепости, окружил Львов, политическое и верховное военное руководство Польши покинуло страну).     Видя происходящее, советское руководство того времени приняло решение о начале, как тогда было объявлено, освободительного походя РККА на территорию тогдашней Польши ставя целью занять территории с компактным проживанием белорусов и украинцев. В то же день (17 сентября 1939 года), до начала выступления войск РККА, примерно в 3-10 часов послу Польшу в СССР была вручена нота, в которой СССР декларировал о фактическом распаде Польского государства и объявил, что берет под защиту население Западной Беларуси и Западной Украины. Об этой ноте польское посольство после некоторых проволочек примерно в 5-30 часов все же известило руководство Польши, по результатам которого в тот же день (17 сентября 1939) Верховным командованием Польши был издан приказ своим войскам о том, чтобы сопротивление РККА не оказывать (хотя по факту в некоторых местах отдельные польские части и соединения такое сопротивление входящим частям РККА оказали), сопротивление Германии продолжать, при этом Польшей война СССР объявлена не была.        Да, вопрос о разделе сфер влияния в т.н. Восточной Европе, а значит и как такового Польского государства того времени, формально был решен в результате секретного приложения к пакту Молотового-Риббентропа от 23.08.1939 года. Применительно к Польше, была достигнута договоренность, что к сфере интересов СССР отойдут территории Польши с преимущественным компактным проживанием белорусов и украинцев, а также территории т.н. Виленского края (которые затем в октябре 1939 были переданы еще независимой Литве). Однако, прежде чем дать скоропалительную, чаще всего предвзятую или просто эмоциональную оценку этому событию как преступный сговор стран-агрессоров и т.п. следует знать и понимать всю внешнеполитическую международно-правовую ситуацию в тогдашнее время, а также последующие события с установлением новой системы международного права и международный отношений.     Так, нельзя не отметить, что и сама тогдашняя (т.н. межвоенная Польша) сделала немало к укреплению Германии в том числе уже в период прихода в ней к власти нацистов (Лонкаранские соглашения, пакт о ненападении 1934 года (т.н. пакт Пилсудского-Гитлера), Соглашение об экономическом сотрудничестве от 04.11.1935, отсутствием реакции на занятие Германией Рейнской зоны, нарушением нацистами Версальских соглашений о создании полноценной армии, в том числе ВВС, ВМС, бронетанковых войск, тяжелой артиллерии, заключение англо-германского морского соглашения 1935 года, на гражданскую войну в Испании, аншлюса Австрии, де-факто Польша приняла участие в т.н. Мюнхенском сговоре 1938 года, т.к. отказалось от создания оборонительного союза против нацисткой Германии и сама, по согласованию с Германией в сентябре-октябре 1938 заняла Тешинскую область Чехословакии, иных актов агрессий и различного рода несправедливых и навязанных территориальных арбитражей, вообще тесным сотрудничеством как между высшими должностными лицами Германии и Польши, так и между этими государствами в целом, вплоть до марта 1939 года, когда данные отношения начали охладевать ввиду начавшихся претензий Германии собственно к Польше. И это, не говоря про постоянные территориальные претензии к соседям и соответствующие действия, той оценки тогдашнего Польского государства, которую давали некоторые мировые лидеры стран Запада того времени (У. Черчиль). Нельзя также не отметить, и фактическое уклонение стран Запада от создания какого-либо действенного механизма для сдерживания нацисткой Германии в том числе военному укреплению, по вмешательству в гражданскую войну в Испании, защите Чехословакии, полную профанацию переговорного процесса с СССР по созданию механизма оборонительного взаимодействия в случае начала агрессии Германии в Восточной Европе, бездействием и прямым активным сотрудничеством с Германией странами Запада вплоть до начала Второй Мировой войны (со стороны США (официально) и вовсе – вплоть до нападения Германии на США 13 декабря 1941 года, а неофициально и в течение всей войны (поставки нефти, некоторых видов сырья, промышленных товаров, финансовые операции через третьи страны) и многие другие т.п. факты и обстоятельства.    Таким образом, если следовать такой логике (сговор стран-агрессоров, оккупация и т.п.), то надо было бы согласиться и принять как должное оккупацию Третьим Рейхом территории Западной Беларуси (а также Западной Украины и Виленского края Литвы) еще в сентябре 1939 со всеми вытекающими из этого для проживавшего там населения последствиями. Доводы же некоторых о том, что Польша и после 17 сентября 1939 могла бы сопротивляться и далее, и чуть ли не выиграть эту войну (не будь бы вхождения РККА 17 сентября в Западную Беларусь и Западную Украину) – не более чем несостоятельные измышления, т.к., как указывалось выше, Польское государство фактически потерпело военное поражение, без какой-то реальной возможности для дальнейшего эффективного отпора врагу. Мало того, ряд историков считают, что существовала устная договоренность между Германией и СССР о том, что СССР войдет на территорию тогдашней Польши только после разгрома Германией основных сил Войска Польского (основываясь на переписке сторон), в связи с чем, руководству СССР 17 сентября 1939 пришлось действовать очень быстро, по сути, в спешке, т.к. вермахт не только неожиданно быстро по представлениям того времени разгромил польскую армию, но и во многих местах существенно пересек линию разграничения интересов между Германией и СССР. Следует отметить, что данная, заранее согласованная, а затем несколько незначительно скорректированная названная линия разграничения с незначительными отклонениями совпадала с линией Керзона (вариант С).    Красноречивой оценкой всего произошедшего является тот факт, что СССР не был исключен из Лиги Наций (хотя это произошло сразу после военной операции СССР против Финляндии в декабре 1939 года, и именно по обвинению в агрессии). Мало того, со стороны всех крупных Западных государств того времени не последовало ни нот протеста, ни дипломатических демаршей, ни расторжения дипломатических отношений.      И конечно же, итоговой чертой какой-либо международно-правовой оценки данного события является учреждение ООН и установление границы между СССР и Польшей, а также новых границ Польского государства (по итогам Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций было принято решение что территориальные претензии Польши к СССР будут удовлетворены за счет Германии, в результате чего, Польша получила две трети Восточной Пруссии, восточные Померанию и Силезию со всем имуществом, итого свыше трети территории современной Польши, при том, Польша возвращала Тешинскую область Чехословакии). Впоследствии, в 1944 году, по настоянию нового польского правительства, СССР передал Польше также Белостокскую область и некоторые территории в Западной Украине. Данные изменения и новая государственная граница между странами была юридически оформлена соглашением о государственной границе от 16.08.1945 (ратифицировано в 1946 году) и в отношении западной границы Республикой Беларусь существует и по нынешний день.   Согласно норм международного права, оккупация является незаконной и подлежит безусловному прекращению (т.е. освобождению и возвращению оккупированных территорий по назначению). Однако, события 17 сентября 1939 года таковыми не признавались, и таких претензий, в том числе, территориальных, во всяком случае де-юре (официально) к СССР после заключения названного соглашения о границе 1946 года, а после и к Республике Беларусь от Республики Польша не предъявлялись. В 1992 году ныне существующая граница между нашими государствами де-факто и де-юре была подтверждена Договором между Республикой Беларусь и Республикой Польшей о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23.06.1992 года (договор ратифицирован обеими государствами и вступил в силу с 30.03.1993). Таким образом, говорить о некой агрессии и тем более оккупации Западной Беларуси как со стороны СССР, так и Республики Беларусь не только некорректно, но и юридически неверно.     В итоге, несмотря на не простые события, предшествующие 17 сентября (1939 года) для Республики Беларусь воссоединение своих территорий в единую республику (тогдашнюю БССР) стало действительно существенным, более чем значимым событием, в результате которого в состав БССР, а затем по правопреемству – к суверенной и независимой Республике Беларусь вошли территории с преобладающим компактным проживанием белорусов, что стало твердой основой создания единой белорусской нации, единого белорусского национального суверенного и независимого государства.         

Статья адвоката: Мошкин Виталий Витальевич