Необходимо ли получать разрешение Национального банка Республики Беларусь физическому лицу - резиденту Республики Беларусь для регистрации предприятия в Республике Польша?

В соответствии с частью второй ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К резидентам Закон относит, в том числе, физических лиц – граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь.

Нерезидентами являются, в частности:

  • физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами.

В соответствии со ст. 5 Закона текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

  • осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;
  • осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);
  • перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;
  • операции неторгового характера.

К операциям неторгового характера относятся:

  • перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;
  • переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;
  • перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;
  • перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;
  • получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;
  • переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;
  • получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, территориальными нотариальными палатами, нотариусами, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;
  • перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;
  • переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;
  • перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;
  • переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, а также их возврат;
  • переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;
  • перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;
  • переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;
  • иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ч.1 ст.10 Закона).

В соответствии со ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Таким образом, поскольку операции по приобретению доли в уставном фонде юридического лица не отнесены к текущим валютным операциям, следовательно, они являются валютными операциями, связанными с движением капитала.

В соответствии с п.16 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г.  № 72 (далее – Правила №72), физические лица-резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  • на основании разрешений Национального банка - валютные операции, указанные в статье 10 Закона;
  • без разрешений Национального банка - иные валютные операции.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами – резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц, непрерывно проживающих (находящихся) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь) разрешение Национального банка требуется только в случаях:

  • приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
  • приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
  • размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
  • предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;
  • перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

Таким образом, при создании предприятия на территории Республики Польша физическим лицом, которое постоянно проживает на территории Республики Беларусь, необходимо получать разрешение Национального банка Республики Беларусь на совершение валютной операции, связанной с движением капитала.

Порядок получения разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, определен вИнструкции о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 г. № 514 (далее – Инструкция).

Согласно п. 4-5 Инструкции для получения разрешения Национального банка на  совершение валютной операции, связанной с движением капитала – приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения, заявителем представляются следующие документы:

  1. Письменное ходатайство произвольной формы, подготовленное в соответствии с требованиями статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» и содержащее:
  • · экономическое обоснование необходимости проведения испрашиваемой операции;
  • · согласие физического лица либо субъекта валютных операций на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения;
  • · оценку эффективности инвестирования валютных ценностей (при проведении валютной операции, связанной с движением капитала);
  1. Копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица), или копия документа о государственной регистрации (для субъекта валютных операций).
  2. Копия документа, оформляющего проведение соответствующей гражданско-правовой сделки.
  3. Копия выписки из торгового регистра страны учреждения субъекта валютных операций – нерезидента, если субъект валютных операций – нерезидент уже зарегистрирован, либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения (дата выписки не должна превышать трех месяцев с даты обращения заявителя).
  4. Копии учредительных документов нерезидента, на основании которых он действует, а для вновь создаваемого нерезидента – проекты учредительных документов.

В силу п. 8 Инструкции у заявителя может быть запрошена дополнительная информация, а также иные документы, способствующие рассмотрению вопроса о выдаче разрешения.

Как указано в п. 9 Инструкции представляемые заявителем копии документов должны быть заверены подписью руководителя субъекта валютных операций (уполномоченного им лица), подписью физического лица и при представлении копий документов на иностранном языке сопровождаться удостоверенным в установленном порядке переводом на белорусский или русский язык.

Согласно п. 10 Инструкции выдача разрешения (продление срока его действия), а также направление письменного отказа в его выдаче (продлении срока его действия) с указанием причин осуществляется Национальным банком в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Национальном банке. В случае, если Национальным банком запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения (продления срока его действия) либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Национальный банк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

Пунктом 16 Инструкции определены основания для отказа в выдаче разрешения Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала:

  • представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов, необходимых для получения разрешения (продления срока действия разрешения);
  • отсутствие экономического обоснования необходимости проведения испрашиваемой валютной либо иной операции, в том числе оценки эффективности инвестирования валютных ценностей при проведении валютной операции, связанной с движением капитала;
  • представление заявителем недостоверной информации;
  • нарушение заявителем условий ранее выданных Национальным банком разрешений (при их наличии) за последние 6 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя, в том числе обращение за продлением срока действия разрешения по истечении срока его действия;
  • получение от государственных органов сведений о наличии у заявителя на дату его обращения в Национальный банк невыполненных обязательств, возникших в результате нарушения валютного, банковского, налогового, таможенного законодательства Республики Беларусь;
  • проведение заявителем на дату его обращения в Национальный банк валютной либо иной операции, на осуществление которой испрашивается разрешение;
  • неустойчивое финансовое состояние субъекта валютных операций по данным представленного бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, а также иных документов, отражающих результаты производственно-хозяйственной деятельности (показатели прибыли, наличие убытков, низкая рентабельность и иные показатели);
  • несоответствие планируемых к проведению заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
  • создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Согласно п. 2, 3 ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, – влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от ста до двухсот базовых величин.


Блог Теребей Алеся Петровна

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено