burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Адвокаты - об агитации

Опубликовано: 5 авг 2020

автор: БРКА

Что такое агитация?

В соответствии со ст.155 Избирательного кодекса Республики Беларусь предвыборная агитация - деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Таким образом, к агитационным действиям относятся те действия отдельных граждан или групп граждан, которые имеют целью именно побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретных кандидатов. Поскольку законодатель не установил конкретную форму, в которой осуществляются агитационные действия, можно сделать вывод, что агитационные действия могут выражаться в любой форме (в том числе и молчанием, и демонстрацией определенных вещей либо символов), если они совершаются с агитационной целью.

Когда агитация разрешена?

Системный анализ норм кодекса позволяет сделать вывод о времени начала и окончания предвыборной агитации: она начинается с момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь и заканчивается в полночь в субботу, предшествующую голосованию.

Какие существуют ограничения при проведении предвыборной агитации?

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенным лицам, иным гражданам и организациям при проведении ими предвыборной агитации запрещается раздавать денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований настоящего Кодекса для избирательной кампании. При проведении предвыборной агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.

Запрещается агитация за кандидата в Президенты Республики Беларусь, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Какая ответственность за нарушение ограничений при проведении предвыборной агитации?

В случае нарушения установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации соответствующие избирательные комиссии принимают меры по пресечению нарушений, а Центральная комиссия, территориальная, окружная избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата.

Также за нарушение установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 9.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за "нарушения законодательства о выборах".

То есть, за нарушение установленных законом ограничений ЦИК может отменить решение о регистрации кандидата, а нарушившее ограничения лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Какая ответственность за проведение агитации в день голосования?

Агитация в день голосования не допускается. Однако, агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.

В соответствии со статьей 9.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (то есть, не должностные лица органов внутренних дел) либо прокурор. Дела об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП рассматривает суд (ст.ст.3.2, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Обращаем внимание на то, что для привлечения лица к административной ответственности необходимо доказать, что лицо совершало в день выборов именно агитационные действия, то есть действия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретного кандидата.

Во избежание недоразумений и оснований для привлечения к административной ответственности рекомендуем гражданам в день голосования не совершать действий (в том числе не носить определенных вещей, не размещать определенную символику в соцсетях), которые могут быть расценены отдельными лицами, уполномоченными на составление протоколов, как агитационные.

Опубликовано: 5 авг 2020
Автор: БРКА

Другие новости