burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Сравнительный анализ отдельных положений Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

Опубликовано: 3 июн 2020

автор: БРКА

Сравнительный анализ отдельных положений Закона   Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

Изучение законодательства, регулирующего профессиональную деятельность, дает представление о взглядах, понятиях и приоритетах в разных государствах на такую серьезную и ответственную деятельность как правозащитная и дает возможность внедрять лучшие положения в национальное законодательство.

Закон Республики Беларусь и Закон Казахстана регулируют одни и те же правоотношения - оказание юридической помощи, но отличаются не только по системе законодательных актов, но имеют разные взгляды как   по отдельным вопросам, связанным с субъектами оказания правовой помощи, так и по вопросам конфликта интересов, вопросам допуска к оказанию правовой помощи, вопросам прав адвокатов, гарантий адвокатской деятельности и др.

В Законе Республики Беларусь- адвокатура- это правовой институт, призванный на профессиональной основе оказывать юридическую помощь и положения закона не распространяются ни на работников юридических служб предприятий, ни на нотариусов, ни на работников риэлтерских служб, общественные объединения потребителей, лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений( лицензий). Одним из принципов организации адвокатуры и адвокатской деятельности является принцип обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь.

Закон Республики Беларусь регулирует только вопросы организации деятельности адвокатуры

Закон Республики Казахстан также регулирует вопросы оказания юридической помощи, состоит из четырех разделов и регулирует как вопросы адвокатской деятельности, так и вопросы оказание юридической помощи юридическими консультантами.

В общих положениях даны понятия юридической помощи, которая охватывает адвокатскую деятельность и деятельность юридических консультантов, изложены принципы оказания юридической помощи, декларирована независимость лиц, оказывающих юридическую помощь, сохранение профессиональной тайны, дано понятие единой информационной системы юридической помощи.

Статьей 24 Закона определено, что «Единой информационной системой юридической помощи является информационная система, предназначенная для автоматизации адвокатской деятельности и деятельности юридических консультантов. При функционировании единой информационной системы юридической помощи обеспечивается соблюдение конфиденциальности».

Для того, чтобы было понятно о чем идет речь, из адвокатов и юридических консультантов, включенных в реестр, при необходимости оказания юридической помощи на безвозмездной основе, компьютерная система выбирает лицо, которое будет оказывать юридическую помощь. В последующем должен быть представлен отчет о выполненной работе в уполномоченный государственный орган (орган обеспечивающий организацию юридической помощи и контроль за ее качеством) для оплаты за выполненную работу.

Интересным и отличным от нашего законодательства является определение «конфликта интересов». В законодательстве Казахстана «Конфликт интересов – противоречие между личными интересами лица, оказывающего юридическую помощь, и интересами клиента, которое может привести к неоказанию или некачественному оказанию юридической помощи».

Статьей 18 Закона Республики Беларусь определено: «Адвокат не вправе оказывать юридическую помощь клиенту в случаях, если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь клиенту, интересы которого противоречат интересам физического или юридического лица, обратившегося за юридической помощью, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, проводившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания, свидетеля, понятого, третейского судьи, арбитра, патентного поверенного, медиатора, или принимал участие в примирительной процедуре либо медиации, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает или принимало участие должностное лицо, являющееся супругом (супругой), отцом, матерью, сыном, дочерью, родным братом или сестрой адвоката, и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и Правилами профессиональной этики адвоката».

Конфликт интересов в одном законе связан с личностью лица, оказывающего юридическую помощь, а в другом случае - очень расширительно с профессиональной деятельностью адвоката.

Среди принципов оказания юридической помощи в законодательстве Казахстана следует отметить принцип соблюдения стандарта оказание юридической помощи. К стандартам отнесены качество и периодическое повышение квалификации.

В законе Казахстана определены виды и формы юридической помощи и отражено, что наряду с теми видами юридической помощи, которые отражены и в нашем законе, юридическая помощь оказывается в виде: «совершения иных правовых действий для защиты законных интересов клиента во взаимодействии с любыми лицами, являющимися участниками действующих или возможных правоотношений с клиентом.

Правовое информирование, правовое консультирование, защита и представительство адвокатами интересов физических лиц являются минимальными социальными стандартами в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи в соответствии с Законом Республики Казахстан "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях".

Среди форм оказании юридической помощи есть понятие - комплексная социальная юридическая помощь(это наша 28 Закона).

В соответствии с Законом Республики Казахстан комплексной социальной юридической помощью является оказание в соответствии с договором безвозмездной юридической помощи лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, заключающейся в правовом сопровождении клиента с момента его обращения за юридической помощью до принятия в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан, итогового правового решения по делу (разрешения правовой ситуации).

Объем и порядок оказания комплексной социальной юридической помощи устанавливаются палатами юридических консультантов, Республиканской коллегией адвокатов. Сведения об объеме и порядке оказания комплексной социальной юридической помощи направляются уполномоченному органу.

Оказание комплексной социальной юридической помощи является одной из форм реализации социальной ответственности и осуществляется добровольно.

2. Комплексная социальная юридическая помощь может оказываться:


1) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О специальных социальных услугах";
2) лицам, имеющим право на адресную социальную помощь;
3) участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним;
4) инвалидам первой и второй группы;
5) пенсионерам по возрасту;
6) престарелым и инвалидам, проживающим в медико-социальных учреждениях (организациях) для престарелых и инвалидов общего типа;
7) иным лицам, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении.
Комплексная социальная юридическая помощь не оказывается по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, в рамках гражданского судопроизводства.

3. Внесение значительного вклада в оказание комплексной социальной юридической помощи стимулируется государством в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.

Законом Республики Казахстан регулируются вопросы оказания гарантированной государством юридической помощи (наша ст.46 УПК).

Статья 25 Закона устанавливает, что гарантированная государством юридическая помощь оказывается:

-государственными органами безвозмездно в виде правового информирования в пределах их компетенции в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О доступе к информации";

- адвокатами в порядке, установленном настоящим Законом;

- нотариусами безвозмездно в случаях и порядке, установленных Законом Республики Казахстан "О нотариате";

- частными судебными исполнителями безвозмездно при исполнении социально значимой категории дел в случаях и порядке, установленных Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".

В случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, гарантированная государством юридическая помощь может безвозмездно оказываться иными лицами.

В этом разделе определены права и обязанности как лиц, оказывающих юридическую помощь, так и лиц, получающих такую помощь. Определен и порядок оказания такой помощи.

В этом же разделе определены организация, порядок и учет гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Статья 28. Организация, порядок оказания и учет гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатами

1. Участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи обеспечивается коллегией адвокатов области, города республиканского значения, столицы.

Коллегия адвокатов области, города республиканского значения, столицы ежегодно не позднее первого декабря направляет в территориальный орган юстиции список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи.

2. Критерии отбора адвокатов для участия в системе оказания гарантированной государством юридической помощи утверждаются Республиканской коллегией адвокатов.

3. Преимущественное право включения в список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, предоставляется адвокатам, оказывающим комплексную социальную юридическую помощь.

В списке указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) адвоката, номер и дата выдачи лицензии на занятие адвокатской деятельностью, форма организации адвокатской деятельности, наименование и место осуществления адвокатской деятельности.

4. Список адвокатов периодически обновляется президиумом коллегии адвокатов и поддерживается в актуальном состоянии.

Список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, может формироваться автоматически с помощью единой информационной системы юридической помощи.

В этом случае выбор адвоката может осуществляться с помощью единой информационной системы юридической помощи.

5. Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее пятнадцатого декабря заключает с адвокатами соглашение об оказании гарантированной государством юридической помощи.
 

Форма соглашения, разрабатываемая и утверждаемая уполномоченным органом с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов, должна содержать обязанности адвокатов и условия по полноценному обеспечению юридической помощью населения, проживающего на территории области, города республиканского значения, столицы.

6. Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее двадцать пятого декабря опубликовывает в периодическом печатном издании, распространяемом на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, и размещает на своем интернет-ресурсе список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи.

7. Оказание гарантированной государством юридической помощи в виде правового консультирования осуществляется в служебном помещении адвоката непосредственно в момент обращения заявителя.

При невозможности оказания юридической помощи непосредственно после обращения заявителя она должна быть оказана в срок, не превышающий трех рабочих дней. Заявитель в доступной форме извещается адвокатом о дне и времени приема.

8. Правовое консультирование проводится по месту нахождения заявителя, если он вследствие тяжелого заболевания, инвалидности, связанных с затруднениями в передвижении, или иных обстоятельств не в состоянии явиться в назначенное адвокатом место приема.

По одному и тому же вопросу лицо может получить гарантированную государством юридическую помощь один раз.

9. Учет гарантированной государством юридической помощи ведется адвокатом, предоставляющим такую помощь, в порядке, определенном уполномоченным органом.

10. Адвокаты ежемесячно не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, представляют в коллегию адвокатов отчет об оказанной ими гарантированной государством юридической помощи. Форма отчета утверждается уполномоченным органом с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

11. Коллегия адвокатов области, города республиканского значения, столицы ежегодно не позднее пятого июля и пятого января представляет в территориальный орган юстиции сводный отчет об оказанной адвокатами гарантированной государством юридической помощи по форме, утверждаемой уполномоченным органом с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

Сводный отчет коллегии адвокатов области, города республиканского значения, столицы содержит информацию об обеспечении гарантированной государством юридической помощью сельских населенных пунктов.

В разделе «адвокатская деятельность» интерес представляет право адвоката

- знакомиться с материалами, касающимися лица, обратившегося за помощью, включая процессуальные документы, следственные и судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любым способом, не запрещенным законами Республики Казахстан;

-знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, предварительного следствия, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;

Адвокат пользуется правом свободного доступа в административные здания судов, прокуратуры, органов, ведущих уголовный процесс, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по предъявлении им удостоверения адвоката.

Более широко изложены гарантии адвокатской деятельности, поэтому статью 35 приведу почти полностью

1. Права адвоката не подлежат ограничениям, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан. Вмешательство либо воспрепятствование законной адвокатской деятельности влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
 

2. Отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, запрещается:

- допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными при осуществлении им своих профессиональных обязанностей;

- истребовать или требовать от адвоката, его помощника, его стажера, лица, находящегося в трудовых отношениях с адвокатом, юридической консультацией, адвокатской конторой, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью, или пытаться другим способом получить без согласия адвоката и его клиента сведения, материалы, связанные с оказанием юридической помощи, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

5. Адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

6. Адвокату гарантируется право на обеспечение безопасности при осуществлении адвокатской деятельности в порядке, установленном законом.

7. Органы уголовного преследования, их должностные лица в случаях, предусмотренных процессуальным законом, обязаны уведомлять адвоката о необходимости его участия в следственных и иных процессуальных действиях в согласованный с адвокатом срок.

8. Государственные органы, органы местного самоуправления и юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней дать письменный ответ на запрос адвоката, связанный с оказанием им юридической помощи.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если информация отнесена к информации с ограниченным доступом.

Новеллой является страхование деятельности адвоката

1.Адвокат обязан заключить договор страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, в результате оказания такой помощи.

Адвокат не вправе приступать к оказанию юридической помощи при отсутствии договора страхования профессиональной ответственности.

2. Объектом страхования профессиональной ответственности адвоката являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

3. Страховым случаем по договору страхования профессиональной ответственности адвоката является факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя по возмещению вреда, причиненного имущественным интересам третьих лиц, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, в результате допущенных застрахованным лицом профессиональных ошибок при оказании юридической помощи.

Под профессиональными ошибками для целей настоящей статьи понимаются:

1) пропуск процессуальных сроков;

2) неправильное оформление документов;

3) неизвещение лица, которому в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, о последствиях совершаемых юридических действий, повлекших причинение ему вреда;

4) утрата или порча документов, полученных страхователем (застрахованным лицом) от клиента для оказания юридической помощи;

5) неправомерное разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну.

Договором страхования профессиональной ответственности могут быть определены иные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда имущественным интересам третьих лиц, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, в результате оказания такой помощи застрахованным лицом.

4. Страховой случай считается наступившим, если вред, причиненный третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, явился следствием неумышленного нарушения страхователем (застрахованным лицом) профессиональных обязанностей.

5. Размер страховой суммы по договору страхования профессиональной ответственности адвоката определяется его условиями и должен составлять для адвокатов, осуществляющих деятельность на территории города республиканского значения, столицы, – не менее тысячекратного, для иных адвокатов – не менее пятисоткратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на дату заключения договора обязательного страхования профессиональной ответственности адвоката.

Порядок и иные условия страхования профессиональной ответственности адвоката определяются соглашением сторон на основании типового договора страхования профессиональной ответственности адвоката.

В законе дано понятие «адвокатская тайна», при этом понятие адвокатской тайны является более объемным, шире и круг субъектов   адвокатской тайны, чем в нашем законодательстве.

1. Адвокатскую тайну составляют факт обращения к адвокату, сведения о содержании устных и письменных переговоров с лицом, обратившимся за помощью, и другими лицами, о характере и результатах предпринимаемых в интересах лица, обратившегося за помощью, действий, а также иная информация, касающаяся оказания юридической помощи.

2. Адвокаты, их помощники, стажеры, работники президиума коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, а также лицо, в отношении которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью, не вправе разглашать, а также использовать в своих интересах или интересах третьих лиц какие-либо сведения, полученные в связи с оказанием юридической помощи.

Спорными являются отдельные положения Закона, регулирующего вопросы допуска к адвокатской деятельности.

Для приема в стажеры адвоката не требуется наличие специального стажа. Но, стажировку не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по некомпроментирующим обстоятельствам.

После прохождения стажировки проводится аттестация (аналогично квалификационному экзамену) в комиссиях, создаваемых при территориальных органах юстиции. От прохождения аттестации освобождаются судьи, лица, уволившиеся из прокуратуры, органов следствия (при наличии стажа не менее 10 лет)

Аттестация проводится один раз в полгода.

Аттестация состоит из двух этапов:
1) комплексного компьютерного тестирования на знание законодательства Республики Казахстан и психологической готовности к осуществлению адвокатской деятельности;
2) практического задания по анализу обстоятельств дела с использованием необходимых источников.     

Содержание практического задания для второго этапа аттестации формируется самостоятельно Республиканской коллегией адвокатов.

Представители Республиканской коллегии адвокатов представляют варианты практических заданий в количестве, превышающем число претендентов. Вопросы практического задания являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению и распространению.

Претендент, отстраненный от аттестации, вправе повторно подать заявление о допуске к аттестации по истечении трех месяцев со дня вынесения решения.

Приостановление действия лицензии предусмотрено, в том числе, и по заявлению адвоката

В договоре об оказании юридической помощи должен быть предусмотрен и порядок и условия расторжения договора.

Адвокат вправе осуществлять свою деятельность в юридической консультации, создаваемой в коллегии адвокатов, либо индивидуально без регистрации юридического лица, а также учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору.

Отличным от национального законодательства являются нормы, регулирующие вопросы создания дисциплинарны комиссий.

В частности, в состав дисциплинарной комиссии помимо 6 адвокатов должны включаться три представители общественности и 2 судьи в отставке.

А.С. Пужевич, председатель Витебской областной коллегии адвокатов, член правления МС(С)А

Опубликовано: 3 июн 2020
Автор: БРКА

Другие новости