burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Папковский Артем Игоревич

ДТП с электросамокатами и велосипедами: новые правила, ответственность и как защитить свои права в спорах с ГАИ

В последние годы электросамокаты, сегвеи и моноколеса — средства персональной мобильности (СПМ) — стали неотъемлемой частью городской жизни в Беларуси. Однако с ростом их популярности увеличивается число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным ГАИ, в 2025 году только в Гомеле пострадали более 10 человек, включая детей, в авариях с электросамокатами. В Минске фиксируются столкновения с автомобилями и мотоциклами, часто из-за невнимательности или нарушения новых правил дорожного движения (ПДД). С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения ПДД, а первые тяжёлые электросредства (например, мощные электросамокаты) уже зарегистрированы в ГАИ и получили статус мопедов, что добавляет новые аспекты ответственности. В этой статье мы разберём, как обновлённые правила влияют на участников ДТП, что делать в случае аварии и как обжаловать решения ГАИ. Если вы уже читали наши статьи об изменениях ПДД, эта информация дополнит ваши знания.

Новые правила для СПМ, велосипедов и тяжёлых электросредств

С 1 сентября 2025 года, согласно Указу №295 от 4 августа 2025 года, в ПДД внесены изменения, регулирующие движение средств персональной мобильности (СПМ) и велосипедов. Ключевые моменты (подробности — в наших статьях об изменениях ПДД):

  • Средства персональной мобильности (СПМ): Электросамокаты, сегвеи, гироскутеры и моноколеса имеют максимальную скорость 25 км/ч. Движение разрешено по велодорожкам, а при их отсутствии — по краю проезжей части или обочине. Запрещено ездить по тротуарам вблизи пешеходов, а на пешеходных переходах требуется спешиваться.
  • Велосипедисты: Обязаны спешиваться на регулируемых и нерегулируемых переходах, чтобы снизить риск аварий, особенно на перекрёстках.
  • Тяжёлые электросредства как мопеды: Первые мощные электросамокаты и другие СПМ с массой свыше 35 кг или скоростью более 25 км/ч уже зарегистрированы в ГАИ как мопеды. Это требует получения водительского удостоверения категории AM, наличия техосмотра и страховки ОСАГО. Такие транспортные средства обязаны двигаться только по проезжей части, а водители — использовать шлемы.
  • Штрафы: Нарушение правил влечёт штрафы до 10 базовых величин (400–500 рублей на сентябрь 2025 года). Например, езда на СПМ по тротуару или без спешивания на переходе — 2–5 базовых величин. Для мопедов штрафы выше, вплоть до лишения прав при грубых нарушениях.

Новые правила вызвали споры: водители авто жалуются на «невидимых» самокатчиков, пользователи СПМ — на несправедливые штрафы, а владельцы тяжёлых электросредств сталкиваются с необходимостью регистрации и соблюдения строгих требований.

Типичные ситуации ДТП и распределение ответственности

Далее и подробности на моем сайте по ссылке: https://advokatpapkouski.by/%d0%b4%d1%82%d0%bf-%d1%81-%d1%8d%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d1%...
либо по ссылке: https://advokatpapkouski.by/ в разделе актуальное