Изменения в правилах расчета ремонта по страховке

15 ноября 2022

Изменения в правилах расчета ремонта по страховке

Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11.08.2022 N32-од "Об изменении приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. N 30-од" были внесены изменения в Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

  

Часть вторая пункта 5

дополнена предложением следующего содержания: "При этом, если стоимость использованной при данном ремонте части, находившейся в употреблении или бывшей в эксплуатации, превышает стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость, то при перерасчете стоимости ремонта, определенного на основании расчета, стоимость замененной части определяется как стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость на день наступления страхового случая"

 

Как же это отразилось на потерпевших по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (а в некоторых случаях и по договорам «КАСКО», когда выплата производится по калькуляции).

 

А также тех

 

к кому заявлены требования в порядке суброгации или регресса.

 

Было


До внесения указанных выше изменений в Правила, чтобы получить максимальную выплату,

 

нужно было следовать следующей инструкции:

-

 

оформить ДТП с вызовом ГАИ;

- обратиться в страховую (свою или второго участника);

- пройти осмотры и оценку у эксперта от страховой;

-

 

заказать запчасти и сделать ремонт, за который изначально нужно платить самому владельцу (возврат денег страховой происходил после).

Все вопросы возникали на стадии замены повреждённых деталей. Существовала дилемма устанавливать новые детали или более дешевые б/у.

Многие мастера на СТО советовали не покупать новые детали, потому что

 

из их стоимости вычитали «процент износа» (кроме тормозной системы, рулевого управления и других позиций, влияющих на безопасность ТС).

Так ранее при установке б/у деталей, возмещение затрат часто получалось более выгодным. Ведь при «чуть-чуть» б/у деталях износ не учитывался.

 

При этом

 

автовладелец фактически получал деталь хорошего качества и улучшал повреждённый автомобиль с возмещением затрат. Были обоснованные основания считать, что деталь была б/у только по документам.

После внесения изменения в приказ эта «лазейка» стала недоступна.

 


Как стало. Простыми словами


Теперь если стоимость б/у детали превышает стоимость идентичной новой за вычетом обновления + НДС, то рассчитывать её будут по специальной базе данных. В этой базе

 

данных большинство запчастей идет по «заниженное» цене в отличие от рыночной. По новым правилам

 

потерпевшие

 

зачастую не смогут получить от страховой 100% потраченных на ремонт денег, даже если

 

в ходе ремонта использовались б/у запчасти.

Базы данных формируются не страховщиками, а

 

поставщиками ПО. Именно они занимаются анализом стоимости запчастей и сбором информации. Также не последнее значение для определения стоимости деталей имеет экономическая ситуация, которая меняется быстрее, чем обновляется справочник. Нередко справочники актуализируются

 

не своевременно и указанные в них цены могут не соответствовать реальности.

Например: при покупке

 

запчастей б/у, страховая компания возмещала 100% стоимости детали. У машин старше 10 лет износ порой мог достигать 70%, значит у новой фары стоимостью 100у.е. - износ составляет 70% таким образом страховая выплата составит 30 у.е. А раньше ставили «почти» б/у деталь за 100у.е., то получали по факту ремонта полное возмещение за нее.


Судебная практика


По договорам «КАСКО» страховщики, и с большой долей вероятности суды, будут руководствоваться положениями Правил страхования.

По договорам обязательного страхования страховщики и Белорусское бюро по

 

транспортному страхованию будут исходить из принятых изменений.

 

 

Судебная практика из-за незначительного срока действия дополнений не сформировалась, но не исключено, что суды будут взыскивать страховое возмещение исходя из фактической стоимости б/у деталей,

 

руководствуясь Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности".

 

Принятые изменения начали действовать с - 14.08.2022 года, следовательно,

 

по всем ДТП которые произошли до указанной даты определение вреда, выплата страхового возмещения будет производиться в соответствии с

 

прежней редакцией положения. Также не будут уменьшены и регрессные требования по ранее проведённым выплатам.

 

Статья адвоката: Пинхасик Илья Зеликович