Личная неприкосновенность.

8 октября 2020

Личная неприкосновенность.

   

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных прав человека, гарантируемых как международно-правовыми актами о правах человека (в частности, статьей 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966) и статьей 5 Конвенции Совета Европы N 5 "О защите прав человека и основных свобод

 

(ETS N 5)" (заключена в г. Риме 04.11.1950)), так и Конституцией Республики Беларусь.

  

В соответствии со статьей 25 Конституции Республики Беларусь государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

 

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

  

Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс.

   

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2013 N 996 утверждены Правила содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание. Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.08.2007 N 194 утверждены Правила внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста.

   

В этих правилах не встречается словосочетаний «пытки и истязания», поскольку исключается их применение к административно задержанным.

   

Для защиты от неправомерных действий должностных лиц, ведущих административный процесс, лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют, в частности, право подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего административный процесс.

  

Жалобы на пытки (или иное жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение с задержанными лицами) должны быть должным образом и незамедлительно расследованы (Макбрайд. Дж. Проблема предварительного заключения в регионе ОБСЕ / Дж. Макбрайд; Обзорная конференция ОБСЕ, сент. 1999 г., Справочный документ БДИПЧ 1992. - Варшава, 1999. – с.53). Любое подобное заявление требует тщательной ведомственной и прокурорской проверки.

  

Своевременные и объективные расследования всех этих фактов, наказание виновных лиц, допускающих произвол при исполнении своих служебных обязанностей, являются эффективным способом предупреждения судебных ошибок как последствий такого произвола.

 

В мире не существует государств, которые бы не старались сделать вид, что насилия у них не происходит. В странах, где сильно верховенство права (правовая доктрина, согласно которой никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение) могут быть единичные случаи насилия. Но в тех странах, где принцип верховенства права нарушается или законны репрессивны, там пытки становятся системными и широко распространены, несмотря на то что все государства согласились их уничтожить.

  

Создана и действует уже 32 года Всемирная организация против пыток. Эта международная коалиция объединяет более 300 неправительственных общественных организаций, борющихся против пыток.

  

Есть Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята в 1984 году, вступила в силу в 1987 году. Надзор за исполнением Конвенции осуществляет Комитет против пыток в составе десяти экспертов. В Конвенции участвуют уже более 158 стран.

   

  

Вывод может быть один: в странах, где применяются пытки и истязания не может быть нормального экономического развития, мира в обществе и демократии.

  

Статья адвоката: Горбачев Владимир Владимирович