Основные нововведения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»

8 августа 2019

Основные нововведения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»

Основные нововведения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII

«О воинской обязанности и воинской службе»

 

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности приобретают всё большую актуальность по двум причинам: 1) Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» подвергся существенным изменениям, 2) близится осенний призыв 2019 года, от которого не знают чего ожидать многие молодые люди призывного возраста.

Воинская обязанность законодательно закреплена в большинстве стран мира. В Республике Беларусь она отражена в статьи 57 Конституции и звучит следующим образом: «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена её альтернативной определяются законом».

Необходимость внесения соответствующих изменений в действующее военное законодательство была продиктована рядом демографических, геостратегических и социально-экономических причин сегодняшней действительности.

10 августа 2019 года вступает в законную силу Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», который в народе получил название Закона «об отсрочках». Действительно, основные нововведения Закона коснулись именно предоставления отсрочек для продолжения образования: введён принцип одноразовости предоставления отсрочки. Это означает, что отсрочка для получения образования будет даваться лишь раз. К примеру, после школы молодой человек может поступить в вуз, ссуз или колледж. В дальнейшем, если он отучился в ссузе, ему придется сначала отслужить, а потом уже идти в вуз. Если после школы парень отучился в вузе, то отслужить придется перед поступлением в  магистратуру. В то же время, Закон принципиально сохранил  все ранее действовавшие отсрочки по иным основаниям: по состоянию здоровья, семейному положению и т.д.

Закон также ограничивает принятие на государственную службу, службу в органах системы обеспечения национальной безопасности граждан, которые не прошли воинскую службу, не имея на то законных оснований (то есть уклонившихся от призыва). Сведения о признании граждан не прошедшими военную службу по призыву будут заноситься в военный билет в графу «Особые отметки». С такой отметкой молодых людей не возьмут на службу в органы внутренних дел, органы финансовых расследований, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, на службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз и иных видах государственной службы.

Изменения коснулись и сферы образования. Так, теперь выпускники, получившие место работы по распределению или направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста, при добровольном поступлении на военную службу по контракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку.

Все вышеперечисленные и иные изменения направлены на совершенствование военного законодательства и повышение уровня эффективности функционирования военной составляющей нашего государства. Законодатель направил свои усилия на укрепление национальной безопасности страны и тщательный контроль за составом Вооруженных Сил, поэтому молодым людям призывного возраста необходимо иметь в виду, что уклонение от военной службы является противоправным действием и влечет за собой ответственность, предусмотренную как Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Республики Беларусь.

 

Статья адвоката: Добринец Инна Викторовна