burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Моисеенко Александр Викторович

Освобождение юридических лиц от административной ответственности

В Республике Беларусь юридические лица могут быть освобождены от административной ответственности в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Рассмотрим основания для такого освобождения: вынесение предупреждения, наличие смягчающих обстоятельств и признание правонарушения малозначительным.


1. Вынесение предупреждения

Согласно статье 5.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), предупреждение является одной из мер профилактического воздействия. Она может применяться при одновременном соблюдении следующих условий (ст.8.3. КоАП):

- признание факта совершения правонарушения;

- согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;

- в течение года до совершения правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и оно не освобождалось от административной ответственности по ст. 8.3 КоАП за такое же нарушение.

При этом, если лицу вменяется совершение административного проступка, то оно подлежит безусловному освобождению от административной ответственности с вынесением предупреждения при наличии совокупности названных условий.

Если же лицу вменяется совершение значительного правонарушения, то его освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения является правом органа, ведущего административный процесс и допускается с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения.

Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с вынесением предупреждения и в иных случаях, когда это прямо предусмотрено Особенной частью КоАП, например, примечанием к главе 16 КоАП.

Справочно:

К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем 50 базовых величин (для юридического лица).

К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем 50 базовых величин (для юридического лица).

Пример из практики: Организация, осуществляла деятельность объекта общественного питания - бара, после 23 часов 00 минут без согласования режима работы объекта общественного питания с городским исполнительным комитетом.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер, категорию совершенного административного правонарушения (административный проступок), признание факта совершения правонарушения, согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения, отсутствие фактов привлечения организации к административной ответственности или освобождения от административной ответственности за такое же нарушение в течение одного года до совершения рассматриваемого административного правонарушения, суд пришел к выводу о наличии оснований освобождения организации от административной ответственности с вынесением предупреждения.


2. Освобождение с учетом смягчающих обстоятельств

В соответствии со ст. 8.4 КоАП юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности при наличии следующего обстоятельства - добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

Если же орган, ведущий административный процесс не найдет оснований для освобождения лица от ответственности по данному основанию, то указанное обстоятельство может стать одним из основных аргументов для снижения размера штрафа.

При этом, освобождение от ответственности по ст. 8.4 КоАП - это право органа ведущего административный процесс, тогда как уменьшения штрафа в два раза по ст. 7.7 КоАП является его обязанностью, при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность.

Пример из практики: Организация незаконно разместила наружную рекламу без разрешения. Однако, до выявления нарушения и составления протокола об административном нарушении оно подало документы на согласование, устранило нарушение. В таком случае суд может ограничиться минимальным штрафом или вовсе освободить организацию от ответственности.

 

3. Освобождение по малозначительности правонарушения

Суд в соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП вправе независимо от категории административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности при малозначительности совершенного деяния.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП, административное нарушение может быть признано малозначительным, если:

- оно формально содержит признаки правонарушения, но не причинило и по своему содержанию не могло причинить значительного вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам;

- его совершение не повлекло негативных последствий для общества, государства или третьих лиц;

- имеются основания считать, что применение наказания нецелесообразно (несоразмерность предусмотренного наказания (взыскания) характеру совершенного правонарушения).

Малозначительность является оценочной категорией и определяется органом (должностным лицом), ведущим административный процесс, с учетом обстоятельств конкретного дела. При рассмотрении вопроса о малозначительности учитываются как объективные факторы (размер причиненного вреда, последствия нарушения), так и субъективные (наличие умысла, меры, принятые для предотвращения ущерба).

Пример из практики: Организация опоздала с оплатой налогов на один день, но исправила ситуацию без ущерба для бюджета, т.е. просрочка направления в банк платежного поручения имела незначительный период - 1 день, сумма налога поступила в бюджет в полном объеме, отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено. В таком случае орган, ведущий административный процесс, освободил ее от ответственности в связи с признанием нарушения малозначительным.

 

Составление протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием привлечения лица к ответственности и наложения на него взыскания, поэтому своевременное обращение к адвокату за юридической помощью позволит всесторонне оценить Вашу ситуацию и обстоятельства дела, а также определить наличие оснований для освобождения от ответственности, а в случае их отсутствия – предложить альтернативные способы защиты.

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено