burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Отдельные вопросы призыва на военную службу и службу в резерве, а также прохождения службы в резерве

Воинская служба - особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Основными законодательными актами, регулирующими призыв на военную службу и службу в резерве, а также прохождение службы в резерве, являются:

  • Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 19.07.2001 № 401 «О предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу отдельным категориям граждан»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10.03.2008 № 148 «Об утверждении Положения о порядке прохождения службы в резерве»;
  • Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.12.2003 № 1662;
  • Положение о военных комиссариатах, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2005 № 624;
  • Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1998 № 868;
  • Положение о порядке прохождения военных и специальных сборов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 № 78;
  • Инструкция о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12;
  • Инструкция о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 02.11.2010 № 44;
  • Инструкция о порядке применения в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь Положения о порядке прохождения службы в резерве, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 14.07.2008 № 58;
  • Инструкция об определении требований к состоянию здоровья граждан при приписке к призывным участкам, призыве на срочную военную службу, службу в резерве, военную службу офицеров запаса, военные и специальные сборы, поступлении на военную службу по контракту, в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» и военные учебные заведения, военнослужащих, граждан, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2010 № 51/170 и другие.
Приписка граждан к призывным участкам

Районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создается комиссия по призыву и резервный её состав. В случае, когда на военкомат возложено обслуживание нескольких административно-территориальных единиц областного подчинения, призывные комиссии создаются в каждой административно-территориальной единице.

Призывными комиссиями по результатам работы принимаются решения, в которых отражаются:

  • сроки проведения призыва в области (г.Минске), районе (городе);
  • персональный состав призывных комиссий;
  • порядок выделения врачей-специалистов, средних медицинских работников, психологов учреждений образования, технических работников и обслуживающего персонала;
  • персональный состав врачей-специалистов и средних медицинских работников для проведения медицинского освидетельствования (осмотра);
  • персональный состав психологов учреждений образования для участия в работе призывных комиссий;
  • сроки и порядок явки граждан, не получивших персональную повестку для прохождения призыва и ряд других.

В военкоматах оформляются личные дела призывников и учетные карты призывников на каждого гражданина, подлежащего приписке к призывному участку. Результаты изучения граждан, подлежащих приписке, заносятся на титульный лист личного дела призывника и в учетную карту призывника.

В согласованные сроки должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов административно-территориальных единиц оформляют и представляют в военкоматы личные дела призывников на граждан, проживающих в сельской местности, а также в поселках и городах, в которых нет военкоматов.

Должностными лицами организуется оповещение граждан по их явке в установленные сроки на приписку к призывному участку.

Выписки из решений, принятых в местных исполнительных и распорядительных органах, о явке граждан, не получивших повестки для прохождения приписки, должны публиковаться в местных средствах массовой информации.

От явки на приписку освобождаются граждане, страдающие тяжелыми заболеваниями и лишенные возможности передвигаться, а также инвалиды с детства. Представление необходимых документов для прохождения ими приписки возлагается на родителей (опекунов).

Причины неявки по уважительным причинам подтверждаются документами соответствующих органов, которыми согласно ст.10 Закона признаются:

  • увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения) или судом.

Граждане, не прибывшие для приписки без уважительных причин, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством

Призыв на военную службу, службу в резерве

Сроки призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве (далее – призыв), определены указами Президента Республики Беларусь.

Решением исполкома создается призывная комиссия по проведению при­зыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве.

На призывную комиссию возлагается проведение обязательного медицинского освидетельствования (обследования) при­зываемых на военную службу.

Организуется оповещение призывников об их явке на призывные участки. В случаях отказа граждан от получения повесток (направлений) и неявки в установленные сроки без уважительной причины на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве органы внутренних дел осуществляют привод этих лиц в военные комиссариаты (на призывные (сборные) пункты) на основании письменного обращения военного комиссара (ст.39 Закона).

В случае неявки граждан без уважительных причин на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повестке (направлению) военкомата или в сроки, установленные Законом, эти граждане считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Следует понимать, что неявка без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (в том числе неявка гражданина, отказавшегося от получения таких повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством признается административным правонарушением (ст.25.1 КоАП Республики Беларусь) в случаях, когда данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности. В остальных случаях, когда неявка воспрепятствовала принятию и (или) реализации вышеуказанного решения призывник, резервист, военнообязанный подлежит привлечению к уголовной ответственности (ст.435 УК Республики Беларусь).

Решения призыв­ных комиссий об освобождении и отсрочке от призыва подтверждаются соответствующими до­кументами.

Должностные лица военкоматов ежегодно в сентябре-октябре проверяют семейное положение призывников, получивших отсрочку от призыва по семейному положе­нию.

Лица, получившие отсрочку от призыва для про­должения образования, ежегодно в октябре предоставляют в военные комиссариаты справки, подтверждающие продолжение ими образование.

В случае уклонения граждан от призыва на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия в соответствии со ст.36 Закона принимает решение о направлении соответствующих материалов прокурору по месту жительства (прописки) этих граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Прохождение службы в резерве

Прохождение службы в резерве осуществляется в соответствии с Законом, Положением о порядке прохождения службы в резерве и иными актами законодательства.

Резервистом является гражданин, проходящий службу в резерве в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войсках Республики Беларусь (далее – воинская часть).

Прохождение службы в резерве резервистом включает:

  • постановку на учет и снятие с учета в воинской части;
  • присвоение воинского звания;
  • прохождение занятий и учебных сборов;
  • увольнение со службы в резерве;
  • другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательными актами определяют служебное и правовое положение резервиста.

Особенности службы в резерве:

В отличие от военной службы, которую граждане проходят без перерыва во времени, резервисты  проходят  службу  в  резерве  с  привлечением их на занятия  и  учебные  сборы  по  учебным  программам,  утверждаемым Министерством обороны Республики Беларусь. Уважительными причинами неприбытия резервиста на занятия и учебные сборы являются:

  • увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, связанные с утратой резервистом трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, ребенка, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна резервиста либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли резервиста;
  • иные причины, признанные уважительными командиром воинской части или судом.

Причины неприбытия должны быть подтверждены документами, выданными соответствующими государственными органами (организациями).

Резервисты, не прибывшие на занятия и учебные сборы в установленные командиром воинской части сроки без уважительной причины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В период нахождения на занятиях и сборах на резервистов распространяется статус военнослужащих.

Подготовка резервистов организуется и проводится в соответствии с учебными программами, утверждаемыми приказами Министра обороны.

Согласно Постановлению резервисты   обеспечиваются   денежным довольствием  на  время нахождения их на занятиях и учебных сборах, проездными  документами  (кроме  проезда в городском транспорте) для проезда  к  месту  занятий и учебных сборов, а также обратно к месту постоянного  места  жительства  (прописки), продовольствием на время нахождения  их  на  занятиях  и учебных сборах и вещевым имуществом на срок прохождения  службы  в резерве соответственно по нормам, в порядке и размерах,  установленных  законодательством  Республики Беларусь для военнослужащих срочной военной службы.

Имущество личного пользования, отпускаемое резервистам, не является их собственностью (также как и для военнослужащих срочной службы).

В период нахождения на занятиях и учебных сборах резервист имеет право на отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке применения Положения о порядке прохождения службы в резерве. Во всех случаях предоставление такого отпуска должно быть обосновано соответствующими документами.

При нахождении на занятиях и учебных сборах резервист имеет статус военнослужащего, что предполагает возможность привлечения его к несению службы в суточном наряде. 

За уклонение от призыва на службу в резерве, уклонение от явки на очередные сборы  и занятия, а также за воинские преступления на резервистов распространена такая же уголовная и административная ответственность, как и  на призывников.

Что касается дисциплинарной ответственности резервиста, то необходимо учесть следующее.

Согласно ч.4 ст.5 Закона граждане, проходящие службу в резерве, имеют статус военнослужащих при нахождении на занятиях и учебных сборах, определяемых программами подготовки резервистов.

В соответствии с пунктом 21 Положения о порядке прохождения службы в резерве при объявлении мобилизации, введении военного положения и в военное время резервисты переводятся на положение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, направляются командирами воинских частей для комплектования воинских частей или в учебные воинские части для обучения по программам подготовки младших командиров и специалистов в порядке, определяемом Министерством обороны.

Таким образом, резервисты, в период нахождения на сборах и занятиях могут нести ответственность за допущенные дисциплинарные нарушения по  Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Республики Беларусь наравне с военнослужащими, за исключением лишения очередного увольнения, назначения вне очереди в наряд по службе и предупреждения о неполном служебном соответствии, налагаемых исключительно на военнослужащих срочной службы и проходящих военную службу по контракту.

Увольнение со службы в резерве в запас производится приказом командира воинской части или руководителя иной организации  Министерства  обороны Республики Беларусь, в которых резервисты состоят на учете, если они выслужили установленные сроки службы в резерве.    

Резервисты  имеют  право  на  досрочное  увольнение со службы в резерве по тем же основаниям, что и военнослужащие срочной службы в случае  возникновения  обстоятельств,  предусмотренных п.42. Положения о порядке прохождения службы в резерве. При этом следует понимать, что не будет оснований для досрочного увольнения в запас резервиста, отказавшегося при призыве на службу в резерве от своего права на отсрочку или освобождение от призыва, если он в ходе прохождения службы заявил о досрочном увольнении в запас по обстоятельствам, имевшим место до призыва. В данном случае у резервиста при прохождении службы в резерве не возникает, как это предусматривает  закон, этих обстоятельств (они имелись еще до его призыва).

Адвокат Специализированной юридической консультации № 2 И.А.Фесько.

Добавить комментарий
0
Кирилл
Здравствуйте, у меня возник вопрос. Я служу в резерве и мне по личным причинам надо уводиться с места работы, не повлияет ли это на мою службу в дальнейшем и не переведут ли меня на срочную военную службу ?
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено