burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Мошкин Виталий Витальевич

Памятка для иностранных граждан (о высылке и депортации)

Ранее мною на данном сайте была опубликована похожая статья, вместе с тем, с учетом той многочисленной информации, которой переполнен Интернет, а также всякого рода слухами, домыслами, а зачастую и откровенными измышлениями которые муссируются в обывательской среде, особенно среди иностранцев (касаемо рассматриваемой тематики), полагаю возможным вновь повториться по данной теме, изложив информацию в виде определенной памятки, обратив внимание на основные практические моменты, связанные с данными вопросами.

Основным правовым документом, регулирующим правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту – иностранные граждане, иностранцы) является Конституция Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – Закон № 105-3).

Вне зависимости от правового статуса пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Республике Беларусь (кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом), в случаях, предусмотренных законодательством он может быть депортирован или выслан из Республики Беларусь.

Депортация – это вид административного взыскания, которое может быть наложено на иностранца за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 24.15, ст.ст. 24.18-24.21, ч.ч. 1, 3-4, 11 ст. 24.35 КоАП Республики Беларусь.

Порядок рассмотрения такого дела, а равно обжалование решения о депортации достаточно четко урегулировано законом, и производится по правилам ПИКоАП Республики Беларусь.

Высылка – это выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь (в соответствии со ст. 65 названного Закона № 105-3).

Высылка – это не вид административной ответственности, не вид уголовного или иного наказания, это особая правовая процедура, которая может применятся только к иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, предусмотренных ст. 65 Закона № 105-3.

Порядок рассмотрения вопроса о высылке, а равно обжалование такого решения, при всей схожести данных процедур, а главное – их последствий (выдворение и запрет на въезд в Республику Беларусь на определенный срок) существенно отличается от обжалования постановления о депортации, и в частности, производится в соответствии с нормами ст. 72 Закона № 105-3, Положения о порядке высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 146 от 03.02.2006 (далее – Положение № 146). Данные нормы устанавливают, что на решения (постановление) государственных органов Республики Беларусь о высылке могут быть поданы в вышестоящий государственный орган в течение пяти рабочих дней со дня уведомления иностранцев о принятых решениях. В случае отказа в удовлетворении такой жалобы – в силу главы 29 ГПК, такой отказ может быть обжалован в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства.

В Республике Беларусь не преследуются иностранцы, легально прибывшие в Республику Беларусь, отсутствуют какие-либо специфические, не похожие на правила пребывания иностранцев по сравнению с большинством иных стран мира. Основой правил пребывания иностранца в Республике Беларусь можно сформулировать примерно так – не нарушай закон, не допускай просрочки разрешительных документов для пребывания (что само по себе является нарушением закона), т.е. все делай своевременно. В ином случае, может встать вопрос о последствиях таких нарушений. Само собой, нарушения закона следует отличать от недоразумений и ошибок, которые могут совершаться компетентными органами при принятии решений о депортации или высылке, для чего и существует порядок обжалования таких решений.

Следует отметить, что порядок рассмотрения вопроса о высылке (он прямо прописан в Положении о порядке высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 146 от 03.02.2006 (далее – Положение № 146), для органов принимающих такие решения не сложен, и в целом, как правило, основные процедуры ими при высылке соблюдаются, в этой связи, строить линию защиты по обжалованию постановления на том, что такое постановление о высылке (в описательной части) имеет описки, неточности, помарки, составлено в общих чертах, при том, если факт нарушения иностранцем закона имел место быть, не является перспективным. Иное дело, когда нарушение порядка принятия решения о высылке можно доказать и носило существенный характер. При том, отмена постановления о высылке по причинам нарушения такой процедуры формально не лишает права компетентному органу вынести новое постановление о высылке по тем же основаниям.

В этой же связи, фундаментом, основой перспективы избежать депортации или высылки, или перспективы обжалования принятого решения о депортации или высылке является то, что именно явилось реальным основанием для принятия компетентным органом такого решения. Т.е. были ли со стороны иностранца нарушения закона и если да, то каков их характер и последствия. При негрубых нарушениях закона будет иметь большое значение правовое положение (цель) пребывания иностранца в Республике Беларусь (беженец, лицо которому предоставлено убежище, вид на ПМЖ, или это временное пребывание по различным основаниям), его гражданство, семейное положение, особенно родственные связи с гражданами Республики Беларусь, время пребывания в Республике Беларусь, наличия у него в прошлом гражданства Республики Беларусь, профессия и род занятий, его возраст, наличия недвижимости, характеристики, другие заслуживающие внимание реальные обстоятельства. Эти же обстоятельства имеют определяющее значение при принятии решения о сроке запрета на въезд в Республику Беларусь, вида высылки (в принудительном или добровольном порядке), а также на возможность как продления срока пребывания в Республике Беларусь после принятого решения о высылке в порядке п. 12 Положения № 146, так и получения т.н. краткосрочного въезда в Республику Беларусь по п. 22 Положения № 146.

В этой же связи следует отметить, что 1)Республика Беларусь, как и иное другое государство вправе самостоятельно устанавливать правила пребывания иностранцев в Республике Беларусь, а также их выдворения за свои пределы, что является международно-признанной практикой 2)правила пребывания иностранцев в Республике Беларусь не имеют каких-либо значимых специфических правил в сравнении с большинством иных стран мира, в т.ч. в нашем регионе, достаточно просты и понятны 3)по основаниям для выдворения иностранцев за пределы Республики Беларусь сложилась определенная практика принятия таких решений компетентными органами, в том числе по срокам запрета на въезд в Республику Беларусь, хотя, как и любая практика, это не статичное явление, и постоянно изменяется и является исключительной компетенцией компетентных органов Республики Беларусь, и также не является значимо эксклюзивной по сравнению с большинством иных государства мира.

Поскольку депортация – это вид административного взыскания за совершение конкретного административного правонарушения – то здесь чаще всего все достаточно ясно и понятно, равно как и то, насколько может быть перспективно обжалование такого решения.

В свою очередь основанием для высылки может быть (как правило, чаще всего, являются):

1)совершение иностранцем какого-либо конкретного серьезного правонарушения или ряда правонарушений за которое(ые) он привлекался или привлекается к уголовной или административной ответственности (например, совершение конкретного преступления, особенно умышленного; управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, адм. правонарушения экстремисткой направленности, а также иные грубые административные правонарушения либо систематическое совершение иностранцем иных административных правонарушений. При этом, закон (ст. 65 Закона № 105-3) не устанавливает ни перечень таких правонарушений, ни их количество которые должны иметь место быть для принятия решения о высылке.  

2)когда имеются основания полагать, что иностранец совершил какие-либо правонарушения, за которые он не привлекается к уголовной или административной ответственности (не имеет значения по каким причинам), в том числе до прибытия в Республику Беларусь или его деятельность в Республике Беларусь или пребывание в ней нежелательны. Чаще всего это сведения о том, что иностранец причастен к деятельности по незаконной миграции, незаконной предпринимательской деятельности, экстремизму, незаконной трудовой деятельности, наркотики и иные т.п. деяния.

        В первом случае, в самом постановлении о высылке в качестве основания для высылки будут прямо указаны данные правонарушения. Это существенно облегчает оценить перспективы обжалования такого решения.

        Во втором случае, оценить перспективы принятия такого решения (если оно не принято (находится в стадии принятия), или перспективы обжалования такого решения (постановления о высылке) бывает затруднительно или вовсе невозможным, поскольку основанием для такого решения может быть информация компетентного органа (как правило, правоохранительный орган, в т.ч. ведущий оперативную деятельность), направленного в уполномоченный орган принимающий решение о высылке (как правило – в районное УВД или ОВД, через соответствующий ОГиМ), и данная информация носит характер для служебного (внутреннего) пользования. При том, закон не обязывает такой компетентный орган ознакамливать с такой информацией ни самого иностранца, ни его представителя. Пункт 16 Положения № 146 устанавливает, что в случае когда компетентный орган, принявший решение о высылке в принудительном порядке, он обязан незамедлительно уведомить иностранца на понятном ему языке о причинах его задержания, его правах и обязанностях, однако, это не следует путать с обязанностью ознакамливать иностранца с таким документом (для служебного пользования).

        Что можно посоветовать иностранцу чтобы избежать таких неприятностей (депортация или высылка), или как действовать если такой вопрос возник, или минимизировать негативные последствия если такое решение принимается или принято?

1)как указывалось выше – не нарушать закон, в частности, правила пребывания иностранцев в Республике Беларусь. Если лицо не имеет право на работу – не заниматься трудовой или иной оплачиваемой деятельностью.

2)своевременно получать и продлевать разрешительные документы на пребывание в Республике Беларусь. И только в компетентных органах и в установленном порядке. В этом нет ничего сложного, большинство ОГиМ оборудованы электронной очередью, имеют удобный график работы, в том числе по субботам. То же касается УГАИ. Забыл, заболел (без наличия подтверждающих это документов), не знаю языка и т.д. и т.п. отговорки не аргумент. К сожалению, имели место случаи быть, даже откровенного мошенничества со стороны иностранцев по отношению к своим соотечественниками или иным иностранцам по «помощи» в оформлении документов, трудоустройстве и прочих махинаций, которые заканчивались более чем плачевно для пользователей таких «услуг».

3)не пользоваться услугами лиц, предлагающих незаконный заработок, не заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации такой деятельности в установленном порядке (касается тех, категорий иностранцев, которым такая деятельность не запрещается); никаких подвезти кого-то в непонятную точку назначения, что-то забрать и кому-то что-то передать, оставить и т.д. и т.п. (участие в деятельности по незаконной миграции, контрабанде или того хуже);

4)при возникновении вопросов, связанных с пребыванием в Республике Беларусь пользоваться достоверной информацией (на сайтах официальных государственных органов Республики Беларусь, или выяснить свой вопрос непосредственно в ОГиМ, или обратиться за юридической помощью к адвокату). Осторожно пользоваться незнакомой информацией в сети Интернет. Помнить, что как в Интернете, так и среди обывателей, и в первую очередь в среде самих иностранцев часто муссируется недостоверная, а иногда просто абсурдная информация касательно как правил пребывания в Республике Беларусь, так и обо всем, что касается депортации или высылки, или связанных с этими правоотношениями вопросами.  

5)если правонарушение допущено, взвешенно оценивать перспективы последствий таких нарушений. Действовать разумно и своевременно. Тем более, когда возник вопрос о депортации или высылке или такое решение уже принято. Если самостоятельно сделать это затруднительно – без промедления обратиться за юридической помощью к адвокату, который сохраняя адвокатскую тайну сможет соринтировать иностранца, дать ему дельный совет, а при необходимости – подготовить необходимые жалобы, быть его представителем в компетентных органах, рассматривающих вопросы депортации и высылки, обжалования таких решений.

6)по прибытии в Республику Беларусь, выдать нотариальную доверенность с правом передоверия на совершение любых действий от своего лица (если у иностранца в Республике Беларусь есть лица, которым он может доверять, а его пребывание связано с длительным или активным пребыванием в Республике Беларусь (бизнес, приобретение недвижимости или иных объектов гражданских прав, подлежащих государственной регистрации и т.д. и т.п.)).

7)если нарушение(я) имели место быть, и решается вопрос о высылке в добровольном или принудительном порядке – самим или через своих близких решать вопрос о приобретении выездных документов (билетов на самолет, поезд, автобус) для выезда из Республики Беларусь, что может влиять на принятие решение о способах высылки (принудительно, т.е. с задержанием и водворением в места задержания до исполнения такой высылки) или в добровольном порядке.

        В заключение – краткий обобщающий совет – не следует ничего гипертрофировать. Большинство иностранцев не нарушают правил пребывания в Республике Беларусь, или данные нарушения не носят грубый или систематический характер. В Республике Беларусь сложилась определенная практика и подход к тому, как, на основании чего и каким образом производятся данные процедуры, при том, такая практика не стоит на месте и также корректируется с течением времени. И если возник вопрос о депортации или высылке, то действовать нужно благоразумно, (взвешенно), своевременно и не доверять непроверенной информации, слухам, мнениям людей, не занимающихся этими вопросами.

 

Поскольку в одной статье охватить все, даже основные вопросы по данной тематике невозможно, продолжим разговор на данную тему в последующих публикациях, подробнее раскрывая поднятые вопросы.

 

         Я адвокат Мошкин Виталий Витальевич. Конт. тел. +375296252237, +375295625329

viber +375296252237 telegram +375296252237

 

        С уважением,