burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Папковский Артем Игоревич

Почему они не спешиваться и почему законодатель вернул эту норму в ПДД

Почему они до сих пор не спешиваются и почему снова заставляют спешиваться

С 1 сентября 2025 года в Беларуси вновь обязали велосипедистов и пользователей средств персональной мобильности (СПМ), таких как электросамокаты, спешиваться на пешеходных переходах. Эта норма вызвала бурные обсуждения в медиа. Как адвокат, специализирующийся на делах о ДТП и административных правонарушениях с 2012 года, я проанализировал мнения пользователей соцсетей, чтобы разобраться, почему многие игнорируют это правило и зачем была возвращена это норма в ПДД. Моя цель — не только объяснить ситуацию, но и помочь вам избежать штрафов и проблем в случае аварий.

История правила: от послаблений к ужесточению

В 2022 году ПДД Беларуси разрешили велосипедистам и самокатчикам пересекать проезжую часть без спешивания, если они двигались со скоростью пешехода (5–7 км/ч). Это было попыткой поддержать рост популярности СПМ и сделать города удобнее для «зеленого» транспорта. Однако статистика оказалась неутешительной: за январь–сентябрь 2024 года в стране произошло 69 ДТП с участием СПМ (3 погибших, 71 пострадавший) и 128 аварий с велосипедистами на переходах (2 погибших, 127 травмированных). Рост аварийности на 80% к 2025 году заставил вернуть строгую норму.

С 1 сентября 2025 года велосипедисты и пользователи СПМ обязаны спешиваться на всех пешеходных переходах, кроме специально оборудованных велопереездов со светофорами. Исключение — движение со скоростью пешехода. Скорость на тротуарах ограничена 10 км/ч, на велодорожках — 25 км/ч. Нарушение влечет штрафы от 2 до 5 базовых величин (80–200 рублей), а в случае ДТП — уголовную ответственность по ст. 317 УК РБ.

Почему они до сих пор не спешиваются? Мнения.

На основе анализа открытых источников за 2024–2025 годы я выделил ключевые причины, по которым велосипедисты и самокатчики игнорируют правило спешивания. Это не только удобство, но и более глубокие социальные и психологические факторы.

1. Недоверие к правилу и проблемы инфраструктуры

Многие считают, что спешивание не повышает безопасность, а лишь усложняет передвижение. «Вообще надо убирать из ПДД пункт про спешивание на переходе. Данное правило не просто не добавляет безопасности, а лишь переносит вину на жертву». Пользователи жалуются на нехватку велодорожек и короткие интервалы светофоров: «А вот эти пешеходные переходы, где светофоры по 17 секунд, которые даже я еле успеваю пройти, КАКИМ [нецензурно] ОБРАЗОМ ДОЛЖНЫ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ???».

Другие оправдывают неспешивание: «Неспешивание тут ни при чем. Он двигался со скоростью пешехода. Более того, велосипед добавил ему высоты, а значит и видимости.» Однако в X отмечают, что про «скорость пешехода» знают немногие: «Интересно, а в школах рассказывают про актуальные изменения в ПДД? Складывается ощущение, что про ‘разрешили не спешиваться’ рассказали, а про ‘скорость идущего пешехода’ — нет.»

2. Отсутствие контроля и социальные факторы

«Проблема в том, что если авто поедет со скоростью 40 км/ч по тротуару с пешеходами, водителя лишат прав. А вот колесуны носятся так… и ничего». В Беларуси камеры фиксируют нарушения автомобилей, но не СПМ, что создает ощущение безнаказанности. Пользователи открытых источников называют самокатчиков «камикадзе», которые игнорируют знаки ради «свободы выбора».

Курьеры и ежедневные пользователи СПМ часто воспринимают спешивание как неудобство или даже унижение. «А если мне ходить [нецензурно] сложно, тоже бежать?». Водители же жалуются: «Ты не имеешь права создавать помехи движению пешеходов и должен… спешиться, если движение затруднено.» Споры в открытых источниках собирают тысячи лайков, особенно на тему вины курьеров: «Виноват курьер. На пешеходном переходе он должен спешиться, если он не спешился, он остается водителем СИМ.»

3. Наглость, безнаказанность, самоуверенность и высокомерие

Психологические мотивы играют важную роль. Пользователи открытых источников подчеркивают наглость и самоуверенность: «Если самокатчик или велосипедист движется со скоростью шагом идущего человека, то претензий со стороны Госавтоинспекции не будет», — но на деле многие превышают скорость, считая себя выше правил. Безнаказанность подпитывается отсутствием строгого контроля: «Колесуны носятся по тротуарам на 40 км/ч, и ничего.» Высокомерие проявляется в убеждении, что спешивание — это лишняя формальность, особенно для курьеров, спешащих по заказам.

Почему снова заставляют спешиваться?

Норма была возвращена из-за роста аварийности, но ключевой фактор — различие в поведении пользователей. Велосипедисты в большинстве случаев снижали скорость до допустимой, но пользователи СПМ массово игнорировали это требование. «Обязанность спешиваться… сохранит жизнь и здоровье самих же велосипедистов и уже водителей СПМ», — отмечают в ГАИ. Власти не нашли другого способа дисциплинировать самокатчиков, кроме возвращения строгого правила для всех.

Спешивание переводит велосипедиста или пользователя СПМ в статус пешехода (п. 14.1 ПДД), что дает приоритет перед транспортом. Без этого они считаются водителями, несущими равную ответственность в ДТП. В открытых источниках спорят: «Вина за любой случайный инцидент на переходе должна полностью возлагаться на водителя.» Однако без спешивания вина часто ложится на самокатчика.

Юридические последствия и рекомендации

С продолжением можете ознакомиться на сайте https://advokatpapkouski.by/ в разделе "Актуальное"