burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Латышев Павел Сергеевич

Порядок освидетельствования на состояние опьянения: новые изменения

В свете последних событий, массового привлечения водителей за подачу звукового сигнала в знак солидарности, как то незаметно прошли весьма значимые для водителей изменения в порядок прохождения освидетельствования на предмет определения состояния алкогольного либо наркотического опьянения.


Изменения в положение «О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 были внесены 27 июля 2020 г., вступили в силу после официального опубликования 29.07.2020 г.


Какие важные изменения внесены? Попробуем разобраться:


Введение определения «факт потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ»


В предыдущей редакции Положения №497 имелось только определение термина «состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (состояние наркотического опьянения).


Управление лицом транспортным средством в данном состоянии влечет ответственность по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь.


Исходя из определения «состояние наркотического опьянения», обращаем внимание на то, что у освидетельствуемого на состояние наркотического опьянения должны одновременно выполняться два условия:

А)в соответствующем биологическом образце должны быть обнаружены наркотические или иные вещества, входящие в перечень соответствующих веществ, закрепленных в Постановлении Минздрава №19;

Б) должна быть выявлена и описана совокупность нарушений физических и (или) психических функций, вызванных именно потреблением наркотических веществ.


В новой же редакции Положения 497 введено новое понятие «факт потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ», под которым понимается наличие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в биологических образцах, забранных у физического лица, при отсутствии выявления у него совокупности нарушений физических и (или) психических функций вследствие потребления соответствующих наркотических средств или других веществ.


То есть, говоря простым языком, в организме освидетельствуемого водителя обнаружены соответствующие наркотические вещества, но их нахождение в организме не вызвало нарушений физических и (или) психических функций.


Полагаю, что введение данной нормы должно способствовать минимизации возможного привлечения к ответственности в случае выявления в организме запрещенных веществ, входящих в состав лекарственных средств, находящихся в свободном доступе. Например, в корвалоле, который находится в свободной продаже и в инструкции которого нет запрета на управление ТС после его приема, содержится наркотическое вещество – фенобарбитал.


При чем, согласно ответу завода-изготовителя, период выведения после единичного приема этого лекарственного средства фенобарбитала составляет 10-14 суток.


И очень часто водителей при обнаружении этого вещества в организме при формальных якобы признаках нарушений в физической(психической) сферах, которую непонятным образом связывали с нахождением фенобарбитала в организме, привлекали к ответственности по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь, хотя на руках имели выписанные рецепты от врача о необходимости приема корвалола.

Установление при освидетельствовании такого факта потребления не влечет ответственности по ст.18.16 КоАП Республики Беларусь, но может послужить фактом постановки освидетельствуемого на профилактический учет к наркологу.


Условия использования средств измерения включены в порядок освидетельствования


В новую редакцию Положения №497 внесено следующее изменение:

«..Средства измерения и экспресс-тесты используются в порядке, определяемом изготовителем средств измерения (экспресс-тестов) в соответствии с законодательством…»

Исходя из практики, основными средствами измерения при проведении освидетельствования на предмет определения состояния алкогольного опьянения, служат приборы АКПЭ 01.01, Алкотест 203, Алконт.

Порядок использования соответствующих приборов определяется в инструкция (руководствах) по эксплуатации прибора.


Таким образом, сейчас при использовании соответствующего прибора должностное лицо органа, ведущего административный процесс, врач или иной специалист обязаны строго соблюдать соответствующую требования изготовителя прибора, которые он изложил в инструкции.


Если, например, в руководстве по эксплуатации прибора АКПЭ 01.01 написано, что должны использоваться сменные одноразовые мундштуки – то такие мундштуки должны быть одноразовыми, а не какими-либо иными.

Если в инструкции по эксплуатации прибора Алкотест 203 указана соответствующая погрешность прибора – то при фиксации соответствующих результатов эта погрешность должна высчитываться и фиксироваться.


Если в руководстве, например, написано, что с момента курения до продувания должно пройти не менее 5-10 минут, а после приема лекарственных спиртосодержащих средств – не менее 15 минут – то соответствующий временной интервал должен быть соблюден.


Поэтому считаю, что в случае нарушения требований инструкции по эксплуатации соответствующего прибора в рамках проведения освидетельствования, должно влечь признание полученных результатов освидетельствования недопустимыми и недостоверными доказательствами, которые не могут быть положены в основу привлечения к ответственности по ст.18.16 КоАП Республики Беларусь.


                   Порядок освидетельствования: обязательность проведения лабораторного исследования


В ранее действующих редакциях Положения №497 отсутствовали случаи, когда освидетельствуемый обязан был сдавать биологические образцы для лабораторного исследования, что порождало огромное количество вопросов, связанных с правоприменительной практикой.


Например, водитель продулся в прибор, все результаты показали 0(ноль) промилле, врач делает заключение о том, что лицо трезвое, а инспектор ДПС указывает на необходимость сдачи крови. Водитель отказывается, а инспектор строчит протокол за отказ от прохождения освидетельствования, хотя освидетельствование было пройдено путем продувания в прибор и отсутствовали какие-либо объективные данные (признаки опьянения), которые бы служили основанием для сдачи крови.


И с другой стороны – водитель продувается в прибор, показывает 0,37, 0,3 промилле. Водитель заявляет письменные и устные ходатайства о заборе у него биологических образцов для лабораторного исследования, а инспектор ДПС и врач ему в этом отказывают. Водитель затем самостоятельно сдает кровь для лабораторного исследования – а там нули по всем показателям.


И так случаев было множество, по которым и у защиты, и у судов, в которых мы принимали участие, возникала масса вопросов.


В новой редакции постановления этот очевидный пробел, наконец-то был устранен.


Итак, при освидетельствовании с участием врача или иного специалиста проведение лабораторного исследования является обязательным в следующих случаях:

при освидетельствовании физических лиц на предмет выявления состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

при положительном результате экспресс-тестов;

при наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации от 0,2 до 0,45 промилле или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации от 100 до 225 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха у освидетельствуемого физического лица в одной из проведенных проб;

при наличии в одной пробе, проведенной с использованием средства измерения, абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или паров абсолютного этилового спирта 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха, а в другой пробе – абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и менее промилле или паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и менее микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха;

при освидетельствовании участников дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погибли и (или) пострадали люди.


                          Порядок освидетельствования: обязательность проведения нескольких продуваний

При применении предыдущей редакции также множество вопросов было связано с тем, сколько должно быть продуваний, что делать, если выдох прерван, какой интервал должен быть между продуваниями. 


Ответов на эти вопросы Положение №497, а также другие НПА, не давали, оставляя все на откуп правоприменительной практики.


В новую редакцию Положения №497, определяющего порядок освидетельствования в Республике Беларусь, введена ч.6 пункта 4, дающая ответы на вышеперечисленные вопросы, которая звучит следующим образом:

«…В тех случаях, когда при проведении пробы с использованием средства измерения концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляет менее 1,0 промилле или концентрация паров абсолютного этилового спирта составляет менее 500 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха, а также когда физическим лицом прерван выдох при проведении пробы с использованием средства измерения, в обязательном порядке через 5 – 10 минут после проведения первой пробы проводится повторная проба с использованием средства измерения…».


Источник: https://advokat-latyshev.by/

(в статье использованы нормативные правовые акты по состоянию на январь 2021 г.)

Добавить комментарий
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
0
Олег
1.02.24 меня продули на работе,показало 0.25 промилле после того как курил не прошло и 3 минут,повторно продули через пол часа и перед этим я покурил минут за 5,результат 0.25 повторно,меня отстранили от работы,это законно?на мои требования выдать мне копию результата осведетельства мне отказали,и пригрозили другими рычагами влияния,и при этом лишили премии за нахождение в нетрезвом виде на рабочем месте,что и как я должен сделать?
Имя Цитировать 0
0
Павел Латышев
Цитата
Олег пишет:
1.02.24 меня продули на работе,показало 0.25 промилле после того как курил не прошло и 3 минут,повторно продули через пол часа и перед этим я покурил минут за 5,результат 0.25 повторно,меня отстранили от работы,это законно?на мои требования выдать мне копию результата осведетельства мне отказали,и пригрозили другими рычагами влияния,и при этом лишили премии за нахождение в нетрезвом виде на рабочем месте,что и как я должен сделать?
Состояние алкогольного опьянения по Закону - 0,3 промилле и выше. 0,25 промилле - это не состояние опьянения. Можете пробовать оспорить
Имя Цитировать 0
0
Татьяна
Здравствуйте, хочу уточнить такой вопрос, имеет ли право инспектор ГАИ отвезти человека на освидетельствование в медучреждение без оформления протокола задержания?
Имя Цитировать 0
0
Павел Латышев
Цитата
Татьяна пишет:
Здравствуйте, хочу уточнить такой вопрос, имеет ли право инспектор ГАИ отвезти человека на освидетельствование в медучреждение без оформления протокола задержания?
Имеет в случае наличии на то достаточных оснований и начала в отношении него административного процесса. Как начинается административный процесс прописано в ст.9.5 ПИКоАП Республики Беларусь
Имя Цитировать 0
0
Guest
Здравствуйте хочу уточнить такой вопрос : порядок проведения мед осв. на предприятии при присутствии кого оно должно проводиться и коких оргонов власти нужен ли мед работник так же если руководство настаивает в бумажном варианте что лицо отказалось как от мед.осв. так же от дачи обьяснения аак в такой ситуации поступать ???
Имя Цитировать 0
0
Павел Латышев
Цитата
Guest пишет:
Здравствуйте хочу уточнить такой вопрос : порядок проведения мед осв. на предприятии при присутствии кого оно должно проводиться и коких оргонов власти нужен ли мед работник так же если руководство настаивает в бумажном варианте что лицо отказалось как от мед.осв. так же от дачи обьяснения аак в такой ситуации поступать ???
1. Освидетельствование проводится работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее – прибор), и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах (далее – экспресс-тест).

2.  При невозможности нанимателя самостоятельно обеспечить надлежащее проведение освидетельствования наниматель вправе обеспечить прохождение:
  • медицинского освидетельствования работником в организации здравоохранения, осуществляющей медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, на основании заключенного гражданско-правового договора между нанимателем и организацией здравоохранения;
  • освидетельствования в иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, на основании заключенного гражданско-правового договора между нанимателем и индивидуальным предпринимателем.
3. По результатам составляется акт освидетельствования, а сам факт проведения освидетельствования регистрируется в журнале освидетельствования работников
Имя Цитировать 0
0
Сергей
Здравствуйте. При входе на предприятие задержали работника, освидетельствовали, рез-т -0.45 промилле. Отстранили. Через 2.ч.25 мин. он прошел самостоятельно освидетельствование в амбулатории по месту жительства, рез-т 0.0 промилле. Что с ним делать, является ли это основанием для увольнения.
Имя Цитировать 0
0
Сергей
Через какое время можно освидетельствоваться повторно в мед учреждении?
Имя Цитировать 0
0
Павел Латышев
Цитата
Сергей пишет:
Здравствуйте. При входе на предприятие задержали работника, освидетельствовали, рез-т -0.45 промилле. Отстранили. Через 2.ч.25 мин. он прошел самостоятельно освидетельствование в амбулатории по месту жительства, рез-т 0.0 промилле. Что с ним делать, является ли это основанием для увольнения.
За 2 часа 25 минут 0,45 промилле вполне могли выветриться из организма и повторное освидетельствование могло показать нули. Если результаты освидетельствования вызывают у вас сомнения - необходимо проходить повторное освидетельствование как можно быстрее, а не тянуть 1-2-3 часа.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Добрый день, если сняли видеоматериал как человек выпивал и сел за руль , на основание этого видео можно ли обратиться в суд что бы наказать его за пьяную езду
Имя Цитировать 0
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено