burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Портной Евгений Ефимович

Споры в сфере защиты прав потребителей. Знай свои права, уважай чужие!

Как говорится: «Человек, у которого есть в кармане доллар, это не просто человек, это уже – покупатель!». Учитывая этот постулат, можно констатировать, что все люди (даже дети) – это потребители, права которых защищаются законодательством в большинстве государств. А поскольку многие люди любят путешествовать, то знания в этой сфере законодательства – крайне необходимы каждый день там, где человек находится!

            Приобретение товаров (работ, услуг, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности) происходит каждый день в большом количестве. Соответственно знать о правах и обязанностях потребителя – полезно всем: как потребителям, так и продавцам (исполнителям)!

            Суть споров в этой области чаще всего сводится к тому, что изготовитель (исполнитель, продавец) продал (выполнил, оказал) потребителю некачественный товар (работу, услугу) или сделал это качественно, но несвоевременно. Конечно бывают случаи так называемого «потребительского терроризма» (потребительский экстремизм — поведение потребителей и/или их объединений, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC) или недобросовестного ведения бизнеса, когда главное – «впарить» и получить деньги, а не помочь потребителю решить его конкретную проблему. Причиной же споров являются: незнание своих прав и обязанностей, не доведение до потребителя необходимой информации о товаре (работе, услуге), неспособность владеть своими эмоциями (неуважение людей друг к другу), непринятие того, что всем свойственно ошибаться, нежелание искать компромисс, когда ситуация неоднозначная (неурегулированная), либо есть проблемы с доказательствами.

            Для демонстрации таких споров хочу сегодня привести следующий случай из моей адвокатской практики (я представлял интересы потребителя).

Описание спора: некачественное выполнение работ автосервисом по ремонту автомобиля (неправильное определение причины неисправности (некачественная диагностика), повлекшее выполнение ненужных работ, а также причинение вреда работником автосервиса автомобилю клиента (поломка детали при демонтаже) и по встречному иску автосервиса о взыскании с потребителя убытков в виде платы за выполненные работы и проведенную экспертизу качества выполненной работы.

Позиция и требования потребителя:

- расторжение договора на работы, которые не были необходимыми, с возвратом уплаченной за услугу суммы,

- обязать автосервис безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги), путем замены сломанной запчасти,

- взыскание с автосервиса неустойки,     

- взыскание с автосервиса компенсации причиненного морального вреда,

- взыскание с автосервиса судебных расходов.

Позиция и встречные требования автосервиса:

- непризнание требований потребителя в полном объеме,

- взыскание с потребителя суммы за выполненные работы,

- взыскание с потребителя расходов за проведенную экспертизу качества выполненной работы,

- взыскание судебных расходов.

Итог по спору: заключение в суде мирового соглашения, согласно которому: потребитель не оплачивает впоследствии качественно выполненные работы, автосервис отказывается от всех своих требований, автосервис компенсирует потребителю все судебные расходы.

По данному делу у сторон хоть и не сразу, но всё-таки появилось понимание рациональности заключения мирового соглашения. Конечно же такое стало возможным при взаимных уступках.

 

15 октября 2024 года

Адвокат Портной Евгений Ефимович.

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено