burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Степанова  Анастасия Витальевна

Анализ практики судебных постановлений по ч.2 ст. 15.5 КоАП Республики Беларусь ( не декларирование денег) за 2021-2022 годы.

На представленных 6 примерах дел разберемся с правоприменительной практикой дел по ч.2 ст. 15.5 КоАП РБ ( не декларирование денежных средств) 

Выдержка из мотивировочной части постановления суда Октябрьского района г. Минска от 19.01.21 года. Кейс № 1 ( применена конфискация денежных средств)

«…Смягчающих и отягчающих ответственность И. обстоятельств, судом не установлено. Обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, и оснований для освобождения от административной ответственности не имеется. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, имущественное положение. С учетом изложенного, суд считает, что цели административной ответственности будут достигнуты путём наложения административного взыскания на И. в виде штрафа в размере 20 (двадцати) базовых величин, что составляет 580 рублей, с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу Евразийского экономического союза допускается без таможенного декларирования…»

Выдержка из мотивировочной части постановления суда Октябрьского района г. Минска от 08 декабря 2021 года. Кейс № 2 ( денежные средства конфискованы).

«…Исследованные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности – с точки зрения достаточности для разрешения дела, позволили суду придти к выводу о том, что действия С. (S.) в совершении административного правонарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь, т.е. не декларирование перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза физическим лицом подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность С. (S.) в совершении административного правонарушения, судом не установлено. Обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением и оснований для освобождения лица от административной ответственности по делу, в соответствии со ст.ст.8.2, 8.3 КоАП Республики Беларусь, не имеется. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, имущественное положение. С учетом изложенного, суд считает, что цели административной ответственности будут достигнуты путём наложения административного взыскания на С. (S.) в совершении административного правонарушения в виде штрафа в доход государства в размере 20 базовых величин, что составляет 580 рублей, с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств в сумме … долларов США…».

Комментарий:
Как можно заметить, четкого обоснования, почему применяется конфискация, в данных постановлениях (кейс №1 и кейс № 2) нет. Есть обоснование причин для применения основного взыскания в виде штрафа, а для применения дополнительного взыскания в виде конфискации причины не приведены.
  Выдержка их постановления суда Октябрьского района г. Минска от 13.10.2022 года. 


Кейс № 3 ( незадекларированные денежные средства возвращены владельцу)

«…Б. в судебном заседании вину признал, пояснил, что знал о необходимости декларирования денежных средств, вместе с тем не знал, что необходимо заходить в красный коридор, полагал, что устное сообщение сотруднику о наличии денежных средств, также является их декларированием. Просил не конфисковать денежные средства. Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о виновности Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь, и необходимости применения в отношении него административного взыскания в виде штрафа без конфискации незадекларированных наличных денежных средств. Руководствуясь ст.ст.12.10, 12.11 ПИКоАП Республики Беларусь, ПОСТАНОВИЛ: Б. на основании ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 20 (двадцати) базовых величин, что составляет 640 рублей, без конфискации незадекларированных наличных денежных средств. Незадекларированные наличные денежные средства в сумме 9251 Евро возвратить Б. по принадлежности….»

Выдержка из постановления суда Октябрьского района г. Минска от 11.04.2022 года. 
Кейс № 4 ( незадекларированные денежные средства возвращены владельцу)

«…судом Октябрьского района города М. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении Т., не работающего (инвалид 1 группы)….Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о виновности Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь, и необходимости применения в отношении него административного взыскания в виде штрафа без конфискации незадекларированных наличных денежных средств. ПОСТАНОВИЛ: Т. на основании ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 20 базовых величин, без конфискации незадекларированных наличных денежных средств. 5273 долларов возвратить Т по принадлежности..." 

Комментарий.
   Как показывает практика, судами принимаются решения о не конфискации денежных средств, являющихся предметом административного правонарушения. Кейсы № 3 и 4 представлены в отсутствии мотивировочных частей постановлений. По данным делам заявления о составлении мотивировочных частей не подавались. Вместе с тем, очевидно, что одной из причин не применения конфискации по кейсу № 4 является инвалидность лица, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 15.5 КоАП РБ.

Выдержка из постановления председателя Минского городского суда от 20.05.2022 года.
Кейс № 5 ( отмена постановления и новое рассмотрение дела).

«…20 мая 2022 года постановлением председателя Минского городского суда отменено постановление суда Партизанского района г. Минска от 21 февраля 2022 года по ч.2 ст.15.5 КоАП Республики Беларусь. Так З. подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 10 базовых величин на сумму 320 рублей с конфискацией незадекларированных средств в сумме 26 221 доллар США. Постановлением судьи Минского городского суда от 5 апреля 2022 года указанное постановление районного суда оставлено без изменения.
В соответствии с ч.3 ст.7.6 КоАП Республики Беларусь в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях лица, в отношении которого принято такое решение, признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия такого решения.
В деле имеется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении З. по признакам состава преступления, предусмотренного ст.228 УК Республики Беларусь, в соответствии с п.11 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь. Вместе тем вопросы исчисления по делу сроков наложения административного взыскания и наличия в соответствии со ст.9.6 ПИКоАП Республики Беларусь обстоятельств, исключающих административный процесс, с учетом указанного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела надлежаще не проверены, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела из органа предварительного следствия не истребовались.
Изложенное повлекло существенное нарушение ПИКоАП, что в силу п.2 ч.1 ст.13.16 ПИКоАП является основанием для отмены постановления с направлением дела на новое рассмотрение.

Итог, постановления по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции….»

Комментарий:
Пропуск сроков привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения производства по административному делу. Поэтому данные сроки подлежат тотальной проверке.

 Выдержка из постановления председателя Минского городского суда от 26.01.2022 года.
Кейс № 6. ( процессуальные нарушения по делу привели к отмене постановления).

«…26 » января 2022 года постановлением председателя Минского городского суда отменено постановление суда Партизанского района г. Минска от 1 ноября 2021 года, которым А. на основании ч.2 ст.15.5 КоАП подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 15 базовых величин с конфискацией наличных денежных средств. Постановлением Минского городского суда данное постановление оставлено без изменения. Оба постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Согласно ст.12.1 ПИКоАП при подготовке к рассмотрению дела судья, извещает лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения. В соответствии с ч.1 ст.12.5 ПИКоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:
1) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
2) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки в суд;
3) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, получило повестку или вызвано посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, и не уведомило суд, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову в назначенный срок.

Указанные требования закона не соблюдены. Дело рассмотрено 1 ноября 2021 года без 
участия А.. В материалах дела отсутствуют сведения об извещении А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Нет в деле ходатайства А. о рассмотрении дела в его отсутствие и сведений о признании им виновности во вмененном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен без участия А. Сведений о том, что А. направлена копия протокола об административном правонарушении с переводом на язык, которым последний владеет, в деле нет. Рассмотрение дела без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, вследствие ненадлежащего извещения его о рассмотрении дела об административном правонарушении относится к существенным нарушениям ПИКоАП, в силу п.2 ч.1 ст.13.16 ПИКоАП является основанием к отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение. …».

Комментарий:
Не вручение копии протокола об административном правонарушении и не надлежащее извещение о рассмотрении административного дела являются основаниями к отмене постановления суда.

Выводы:

1.
При применении дополнительного взыскания в виде конфискации значение имеет:
А) Личность лица, привлекаемого к ответственности (наличие инвалидности, заболевания, привлечения к административной ответственности).
Б) Его имущественное положение (происхождение денег, наличие движимого и недвижимого имущества).
В) Наличие смягчающих вину обстоятельств. (малолетние дети на иждивении, раскаяния, совершение правонарушения в связи с тяжелыми личными обстоятельствами и т.д.)
Г) Обстоятельства дела (сумма превышения, причины захода в зеленый коридор и т.д.)
Д) Степень вины ( умысел, неосторожность и т.д.).

2. Мой личный опыт не применения конфискации по делам – ч.2 ст. 15.5 КоАП Республики Беларусь показывает, что значение имеет, цель перемещения денежных средств. Например, был позитивный опыт возврата денег иностранному гражданину - студенту, который должен был оплатить обучение в Республике Беларусь.

3. Видится целесообразным демонстрировать легальность происхождения денежных средств (справка о заработной плате, чек о снятии денег с банковского счета и т.д.).

4. Для формирования правовой позиции, представления интересов в суде и определения нужного пакета документов для предъявления в суд, рекомендую прибегать к помощи адвоката.

5. В некоторых случаях (таких, как кейс № 5 и № 6) нужно искать процессуальные нарушения для отмен постановлений о конфискации денежных средств по формальным основаниям. 

 Адвокат Степанова Анастасия Витальевна, +375-29-116-07-66 ( можно в мессенджерах)
 
Оказываю как личные, так и онлайн-консультации на платной основе по делам о не декларировании
денежных средств (ст.15.5 КоАП Республики Беларусь).

Составляю жалобы и представляю интересы в судах по делам по ст. 15.5 КоАП Республики Беларусь.


P.S.

Никогда не поздно обратиться к адвокату, но лучше это сделать до момента рассмотрения административного дела в суде.


Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено