burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Степанова  Анастасия Витальевна

Лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) в Беларуси 2024: помощь адвоката, обжалование, сокращение срока, практика

Лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) в Беларуси 2024: помощь адвоката, обжалование, сокращение срока, практика, последние изменения.
Правовое регулирование направления граждан в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП):
 
1.Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года №104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».
Особое внимание на изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 21.07.2023 № 301-3.
 
2.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2020 года № 50 «О медицинском освидетельствовании и принудительном обследовании в организациях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь (в ред. 30.08.2022)
 
3.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 N 238-З с последующими изменениями;
 
4.Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан».
 
Что такое ЛТП?

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением граждан к труду.
 
Кого и за что можно отправить в ЛТП?
 
В лечебно-трудовые профилактории могут направляться:
 
1.     граждане, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после такого предупреждения совершили административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, за что были привлечены к административной ответственности, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;

2.     граждане, которые обращались (поступали) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после такого предупреждения повторно обратились (поступили) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
 
Перечень лиц, не подлежащих направлению в ЛТП Республики Беларусь:

-       граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
-       граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
-       беременные женщины;
-       женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
-       инвалиды I и II группы;
-       граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП.
Важно отметить, что перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, устанавливается Министерством здравоохранения.
 
Как гражданин должен быть предупрежден о возможности направления в ЛТП?
 
1.     Начальник органа внутренних дел в течение десяти дней после получения информации о том, что гражданин в течение года два и более раза привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии опьянения, выносит предупреждение о возможности направления его в ЛТП, если он в течение года после этого предупреждения совершит административное правонарушение в состоянии опьянения, за что будет привлечен к административной ответственности.
2.     Начальник территориального органа внутренних дел в течение десяти дней после получения из организации здравоохранения письменного извещения, о факте обращения (поступления) гражданина в организацию здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, выносят предупреждение о возможности направления такого гражданина в ЛТП, если он в течение года после этого предупреждения обратится (поступит) в организацию здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств.
3.     Предупреждение о возможности направления гражданина в лечебно-трудовой профилакторий объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, сотрудником территориального органа внутренних дел с вручением ему копии предупреждения.
4.     Гражданин вправе обжаловать вынесенное предупреждение о возможности направления в ЛТП вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел, прокурору или в суд.
 
Алгоритм рассмотрения дел о направления в ЛТП.
 
Заявление о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий подается в суд по месту нахождения органа внутренних дел. Правом на подписание заявления в суд имеют начальник органа внутренних дел или его заместитель. Поэтому, данное обстоятельство необходимо проверить.
 
Суд в течение 3 дней выносит определение о возбуждении дела и о подготовке к судебному разбирательству. На практике часто приходится сталкиваться с тем, что лиц, которых направляют в ЛТП, не имеют возможности пользоваться помощью адвоката (представителя), так как судебные заседания проводятся в день, когда заявление поступает в суд. Более того, часто лиц, направляемых в ЛТП, доставляют в суд сами сотрудники органов внутренних дел.
 
В таком случае, лицо вправе заявить ходатайство (желательно письменное) об отложении судебного разбирательства для заключения договора с адвокатом на участие в качестве представителя. Суд предоставит время для заключения договора с адвокатом.
До начала судебного процесса лицо, в отношении которого рассматривается дело о направление в ЛТП, вправе ознакомиться с материалами дела. Для этого необходимо заявить ходатайство. При ознакомлении с делом следует обратить внимание, что заявление о направлении в ЛТП должно содержать основания для применения таких мер, а также иметь перечень прилагаемых документов.
  
В законе о ЛТП указан такой список документов, которые обязательно должны быть приложены к заявлению о направлении в ЛТП Республики Беларусь:
 
1. Медицинское заключение. 
Медицинское освидетельствование возможно оспорить в судебном заседании путем подачи ходатайства о проведении судебно-наркологической экспертизы, при этом необходимо обязательно указывать по каким основаниям гражданин не согласен с принятым ранее заключением. (например, наличие заболевания, препятствующему направлению в ЛТП).
 
2. Копии постановлений о наложении административных взысканий за административные правонарушения, совершенные гражданином в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Важно, есть ли в постановлении сведения о факте нахождения лица в состоянии опьянения во время совершения правонарушения. В случае необходимости можно ходатайствовать об истребовании самих административных дел у органов, ведущих административный процесс. Кроме того, любое постановление по административному делу даже после его вступления в законную силу еще возможно обжаловать в течение 6 месяцев. Таким образом, задача стоит или в отмене постановления по административному делу или оспаривании факта опьянения во время совершения правонарушения.
 
3. Предупреждение о возможном направлении в ЛТП.
Предупреждение о возможности направления в ЛТП объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, сотрудником органов внутренних дел с вручением ему копии предупреждения, о чем составляется соответствующий протокол.
Если отсутствует предупреждение, это может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о направлении в ЛТП.
 
4. Сведения о личности (наличие несовершеннолетних детей, семейное положение, характеристики, справка о прохождении лечения от зависимости, справки о состоянии здоровья и т.д.)
 
В какой срок исполняется решение суда о направлении в ЛТП?

Доставку гражданина в ЛТП осуществляет территориальный орган внутренних дел в возможно короткий срок после вступления в законную силу решения суда о направлении гражданина в ЛТП.
В целях доставки в ЛТП гражданин может быть задержан территориальным органом внутренних дел на срок до трех суток на основании вступившего в законную силу решения суда о его направлении в ЛТП.
 
Порядок обжалования направления в ЛТП:
 
После оглашения решения суда о направлении в ЛТП лицо вправе подать жалобу на принятое решение, такое же право есть и у представителя (адвоката).
Жалоба на решение о направлении в ЛТП подается в вышестоящий суд - Минский городской суд или областной суд в течении 15 дней с момента вынесения решения или получения мотивировочной части решения. Жалоба подается через суд, вынесший решение.
 
Порядок сокращения срока нахождения в ЛТП.
 
Срок нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории может быть сокращен по решению суда на основании заключения администрации лечебно-трудового профилактория о возможности сокращения срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории.
Срок нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории может быть сокращен после его фактического нахождения в лечебно-трудовом профилактории:
не менее трех четвертей назначенного решением суда срока нахождения - в отношении граждан, направленных в лечебно-трудовые профилактории во второй раз;
не менее половины назначенного решением суда срока нахождения - в отношении граждан, не указанных в абзаце втором настоящей части.
Заключение администрации лечебно-трудового профилактория о возможности сокращения срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории должно содержать вывод на основании сведений, указанных в части второй настоящей статьи, о том, что гражданин не нуждается в принудительной изоляции и готов к адаптации в обществе. Указанное заключение утверждается начальником лечебно-трудового профилактория.
 
Консультации по вопросам ЛТП оказываются на платной основе.
 
Примеры из практики.
 
Кейс № 1 
Отсутствие полного состава комиссии на освидетельствовании привело к отказу в удовлетворении требования о направлении лица в ЛТП.
 
ОВД администрации района обратился в суд с заявлением, в котором направить В., 1987 г.р., на срок двенадцать месяцев в ЛТП как лицо, больное хроническим алкоголизмом и систематически привлекаемое к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.
Решением 2019 года районный суд заявление ОВД администрации района о направлении В. в ЛТП удовлетворил.
В., прибегнув к помощи адвоката, обжаловал данное решение в областной суд, приведя
следующий довод. При вынесении решения по делу судом не принято во внимание, что медицинское освидетельствование В. в УЗ
"Больница" проведено с существенным нарушением требований п. 3 Инструкции о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для проведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.07.2006 N 55. Так, в нарушение требований названной Инструкции медицинское освидетельствование В. проведено комиссией в неполном составе: вместо комиссии из пяти человек в составе врача-нарколога (председателя комиссии), врача-невролога, врача-терапевта, секретаря комиссии и медицинского регистратора он был освидетельствован комиссией только из трех врачей (психиатров-наркологов).
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования лица, подлежащего направлению в ЛТП.
 
С учетом того, что такое нарушение не может быть устранено, то оно было расценено
как правовое препятствие для направления В. в ЛТП.
В итоге, решение суда первой инстанции было отменено и было вынесено новое решение, по которому в требовании ОВД администрации района о направлении В. в ЛТП было отказано.
 
Кейс № 2 
Решением районного суда отказано ОВД администрации района в удовлетворении требования о направлении Х. в ЛТП.
 
Позиция органа внутренних дел:- Х. 1 апреля, 10 июля, 3 сентября 2019 г. привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. 12 октября 2019 г. Х. объявлено предупреждение о том, что в случае привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения она будет направлена в лечебно-трудовой профилакторий. После официального предупреждения 29 декабря 2019 г. Х. вновь совершила в состоянии алкогольного опьянения административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.17.3 КоАП ( распитие алкоголя повторно).
- Диагноз "хронический алкоголизм" Х. подтвержден заключениями медицинских комиссий от 27 октября 2019 г. и 29 января 2020 г.
 
Аргументы в защиту:
 
- Данные о личности – постоянное место жительства и работы, положительная характеристика с места работы.
- Х. добровольно закодировалась и не употребляет спиртные напитки.
- Работая на предприятии с 2017 года Х. смогла погасить задолженность
по оплате расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в размере более 5 000 рублей. А в настоящее время какая-либо задолженность отсутствует.
- Ходатайство директора предприятия и трудового коллектива о не направлении Х. в ЛТП по причине дефицита работников.
- Показания матери Х. в части подтверждения факта не употребления дочерью алкоголя.
 Результат:
 Решением районного суда отказано ОВД администрации района в удовлетворении требования о направлении Х. в ЛТП. Решение было обжаловано в вышестоящий суд, однако в удовлетворении жалобы было отказано.
 
Кейс № 3 
Процессуальные нарушения по делу о направлении в ЛТП привели к отмене решения суда.
 
Решением районного суда от 2 марта 2020 г. Ф. направлен в ЛТП для медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду сроком на 12 месяцев. Однако суд апелляционной инстанции принял решение о направлении дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции по следующим основаниям.
 
Как следует из материалов дела, 2 марта 2020г. заместитель начальника УВД администрации обратился в суд с заявлением о направлении Ф. в лечебно-трудовой профилакторий.
Решение о направлении Ф. в лечебно-трудовой профилакторий суд вынес в этот же день 2 марта 2020 г. 
При этом определение о возбуждении дела вынесено судьей только 3 марта 2020 г.
Из материалов дела следует, что специальная медицинская комиссия, исходя из результатов медицинского освидетельствования от 21 августа 2019 
и 2 марта 2020
, пришла к выводу о наличии у Х. синдрома зависимости от алкоголя и об отсутствии у него противопоказаний к лечению в условиях ЛТП.
 
Между тем в соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них" не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
В соответствии с п.11.2 перечня заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2020г. N 50 "О медицинском освидетельствовании и принудительном обследовании в организациях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь", к числу таких заболеваний отнесены артрозы (М15-М19).
 
Х. представил в суд апелляционной инстанции 
консультативное заключение УЗ, согласно которому ему выставлен диагноз М17.0 "Первичный гонартроз двусторонний. Правосторонний гонартроз II степени" и рекомендовано оперативное лечение.

 

При этом наличие данных заболеваний и их влияние на возможность нахождения в условиях ЛТП медицинская комиссия при освидетельствовании Х. 21 августа 2019 г. и 2 марта 2020 г. не обсуждала, что усматривается из текстов медицинских заключений.

__________________________________________________________________

 

Как следует из приведенных примеров, только доскональное изучение всех материалов дела может привести к положительному исходу дела.


На что обратить внимание при составлении жалобы на решение о направлении в ЛТП?

1. Дата и каким образом начальник территориального органа внутренних дел получил информацию о привлечении лица в течение года два и более раз к административной ответственности?

2. Все ли правонарушения совершены в состоянии алкогольного опьянения?

3.  Более или менее 5 рабочих дней специальная медицинская комиссия проводила медицинское освидетельствование?

4. Каждый ли процессуальный документ РУВД содержит дату подачи?

5. Была ли вручена заинтересованному лицу копия заявления о направлении в ЛТП, есть ли в материалах дела такая отметка?

6. Есть ли в деле протокол судебного заседания , а также аудиопротокол судебного процесса? 

Записаться на платную консультацию по вопросам ЛТП, участия адвоката в суде, составления жалобы на решение суда, можно по телефону +375-29-116-07-66, адвокат Степанова Анастасия Витальевна.

 


array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given