Если Вы читаете данную статью, то Вам не нужно объяснять в чем разница между «p2p-шниками» и «Арбитражниками». Остановимся на ситуациях, в которые могут попасть и первые, и вторые, а также иные лица, вовлеченные в область криптовалют.
Безусловно, приобретение, отчуждение, обмен «токенов» нужно осуществлять через резидента Парка высоких технологий. Последствия оборота криптовалют не в личных целях разберем в настоящей статье.
Пункт 2.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», запрещает оказание содействия иным лицам в совершении или исполнении сделок с криптовалютой.
То есть, физические лица могут осуществлять операции с криптовалютой исключительно в собственных целях, а это значит, что любое посредничество со стороны физического лица в сфере криптовалют является незаконным.
Когда Вы видите объявление на бирже «OKX» или «Binance» о том, что лицо готово осуществить обмен любых криптовалют на наличные денежные средства в г. Минске, очевидно, что деятельность этого «менялы» является незаконной. Более того, за такую деятельность предусмотрена ответственность по ст.13.3 КоАП Республики Беларусь (незаконная предпринимательская деятельность).
Согласно отчету компании «Henly and partners» по состоянию на 01.06.2023 года более 270 000 граждан Республики Беларусь владеют криптовалютами. За 2023 год экономическими судами Республики Беларусь рассмотрено более 130 дел по ст. 13.3 КоАП Республики Беларусь в отношении лиц, незаконно осуществлявших, операции с криптовалютой.
Что грозит за незаконную деятельность, связанную с обменом криптовалют?
1. Штраф 20-50 базовых величин – по ч.3 ст. 13.3 КоАП.
Штраф до 100 базовых величин – по ч.2 ст. 13.3 КоАП.
По состоянию на 31.07.2024 года одна базовая величина составляет 40 рублей.
2. Конфискация до 100 процентов суммы дохода от деятельности.
Под доходом понимается вся сумма выручки, то есть все сделки по продаже «крипты» войдут в общую сумму. При установлении размера конфискации по делам о криптовалюте не учитывается даже то, что в обороте несколько раз находились одни и те же деньги. Далее суд определяет процент суммы, подлежащей конфискации. Взыскание может быть обращено и на изъятую криптовалюту. В данном случае конфискация – это альтернативная мера ответственности, т.е. применяется или не применяется по усмотрению суда.
3. Конфискация орудий и средств совершения преступления.
Для осуществления сделок в любом случае использовался какой-то гаджет (мобильный телефон, ноутбук, планшет и т.д.), а значит он может быть конфискован по постановлению суда.
4. В случае, если в отношении части дохода не будет применена конфискация, то указанная сумма облагается налогом со стороны налоговой инспекции.
Правоприменительная практика:
Дело № 1
Постановление экономического суда Гомельской области от 12.09.2023 по ч.2 ст.13.3. КоАП.
Б., в период времени с 27.11.2022 по 08.08.2023 по месту жительства по адресу г. Г., ул. Г. П., д. *, кв. *, в ходе осуществления деятельности по купле-продажи крипто валюты привлек иное лицо – Б.Е.Л. путем использования счетов и перевода денежных средств на принадлежащие последней банковские карты в банках ЗАО А. и ЗАО Б., а также получения на них денежных средств в процессе купли-продажи криптовалют: USDT, Ethereum, BTC на криптобиржах B., B.В., О..
Доход установлен в размере 251870,36 руб. Так, факт осуществления Б. предпринимательской деятельности в нарушение установленного запрета (с привлечением иного лица путем использования его банковской карты) подтверждается следующими доказательствами:
1. протоколом об административном правонарушении от 28.08.2023, протоколом опроса Б. от 28.08.2023, согласно которому он использовал различные банковские карты на имя Б.Е.Л. в ходе деятельности по купле-продажи криптовалюты, получив на них доход в размере 251870,36 руб.,
2. протоколом опроса Б.Е.Л., согласно которому у нее имеются банковские платежные карточки, открытые в ЗАО Б. и ЗАО А.. Ею была передана банковская платежная карточка, открытая в ЗАО А., мужу Б. для деятельности по покупке и продаже криптовалюты, а также специально оформлена банковская платежная карточка в ЗАО Б. для передачи мужу Б.,
3. расчетом дохода,
4. банковскими выписками по счетам,
5. ответом ЗАО Б. N 18-02-02/741 зДСП от 17.08.2023, согласно которому на имя Б.Е.Л. открыт текущий (расчетный) счет с использованием банковской платежной карточки (дебетовые БПК BYN), к которому выпущена банковская платежная карта (действующая),
6. ответом ЗАО А. N 06-03-03/21866-з от 16.08.2023, согласно которому клиентом 3 банковских карт в белорусских рублях и 1 банковской карты в долларах США является Б.Е.Л.
Суд считает, что указанные доказательства сопоставляются с фактическими обстоятельствами данного дела, друг с другом и признаются достоверными и подтверждающими факт совершения Б. вменяемого ему правонарушения. Так, поскольку Б. свою деятельность по купле-продажи криптовалюты осуществлял не самостоятельно, а привлекал к ней супругу Б.Е.Л., которая передавала ему свои банковские платежные карточки, в том числе, специально оформляла их в банках для деятельности супруга, суд пришел к выводу о нарушении им подпункта 2.2. пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 N 8 «О развитии цифровой экономики». Доводы Б. о неверном расчете полученного им дохода носят голословный характер, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами: сведениями из банка о движении по счетам.
При определении меры наказания, суд принимает во внимание, что Б. впервые привлекается к ответственности за данное правонарушение и с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, периода незаконной деятельности, характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, суд считает, что цели административной ответственности будут достигнуты при назначении штрафа в размере 10-ти базовых величин с конфискацией в доход государства 10% незаконно полученного дохода. Суд считает необходимым применить к Б. дополнительное административное взыскание в виде конфискации части дохода от незаконной предпринимательской деятельности поскольку им существенно нарушены охраняемые общественные отношения, допущен длительный период незаконной деятельности. Поэтому оснований для неприменения дополнительного взыскания суд не усматривает. В действиях Б. судом не усмотрено малозначительности деяния. Суд пришел к выводу, что назначенное наказание в виде штрафа и конфискации части полученного дохода будет объективно соответствовать тяжести содеянного и целям применения административного взыскания: воспитанию лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждению совершения им новых правонарушений. 20.09.2023 Судья экономического суда Гомельской области.
Дело № 2
Постановление экономического суда Брестской области от 18.05.2023 года по ч.2 ст. 13.3 КоАП.
Б., не являющийся индивидуальным предпринимателем, в период с 15.02.2023 по 06.04.2023 осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, выразившуюся в приобретении и продаже на территории Республики Беларусь криптовалюты неопределенному кругу лиц с целью систематического получения прибыли, а именно: гражданин Б. в период с 15.02.2023 (дата совершения первой операции по продаже криптовалюты) по 06.04.2023 (дата совершения последней операции по продаже криптовалюты) на торговой криптовалютной бирже «BINANCE» систематически осуществлял продажу неопределенному кругу лиц криптовалюты «USDT», которая приобреталась у неустановленных лиц на вышеуказанной торговой криптовалютной бирже. Всего в указанный период Б. в качестве продавца совершено 456 успешных сделок по продаже криптовалюты на общую сумму 3257106,1 рублей.
Денежные средства от продажи криптовалюты переводились покупателями (участниками торговой криптовалютной биржи «BINANCE») на банковские платежные карты различных банков Республики Беларусь, зарегистрированные на имя Б. в белорусских рублях. Кроме того, Б. использовались с целью проведения операций по продаже и покупке криптовалюты не менее 3 (трех) различных банковских платежных карт, приобретенных на территории г. М. и зарегистрированных на сторонних неустановленных физических лиц. Так, Б. в период с 18.01.2023 по 06.04.2023, на постоянной основе размещал на торговой криптовалютной бирже «BINANCE» в качестве продавца и покупателя предложения о приобретении и продаже криптовалюты с целью получения прибыли. В ходе опроса Б. от 28.04.2023 установлено, что денежные средства, полученные от продажи криптовалюты использовались им для новых операций по покупке криптовалюты. Доход от осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации за период с 15.02.2023 по 06.04.2023 установлен в размере 3257106,10 рублей. Б. вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что дохода не имеет, для покупки криптовалюты использовал собственные и заемные средства в белорусских рублях и иностранной валюте. С использованием информационных систем на торговой криптовалютной бирже «BINANCE» приобретал криптовалюту (биткоин) на сумму не менее чем 4684158.49 рублей и в тот же период в результате 453 транзакций на торговой криптовалютной бирже продал криптовалюты (биткоин) на сумму не менее, чем 3257106,10 рублей. В результате убыток от его такой деятельности составил не менее, чем 1427052,39 рублей.
Принимая во внимание многократное осуществление гражданином в течение продолжительного периода однородных экономических операций, направленных на получение дохода, привлечение к проведению операций по продаже и покупке криптовалюты не менее 3 банковских платежных карт, зарегистрированных на сторонних неустановленных физических лиц, суд приходит к выводу о том, что действия Б. не позволяют рассматривать указанные в протоколе об административном правонарушении сделки как бытовые или совершенные в обычной жизнедеятельности гражданина; с учетом систематичности и направленности на получение дохода действия лица, в отношении которого ведется административный процесс, подлежат квалификации как предпринимательская деятельность. Вина лица, в отношении которого ведется административный процесс, подтверждается протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела:
1. материалами проверки Б. МОСК от 12.04.2023 №*** с приложениями;
2. протоколом опроса Б. от 28.04.2023; протоколом осмотра от 07.04.2023;
3. расчетом общей суммы дохода от 28.04.2023
Принимая во внимание, что Б. впервые привлекается к административной ответственности, вместе с тем, учитывая количество совершенных сделок, суд пришел к выводу о том, что соответствующим характеру и степени общественной вредности совершенного административного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для предупреждения совершения новых административных правонарушений, как самим гражданином, так и иными лицами будет, административное взыскание в виде штрафа в размере тридцати базовых величин с конфискацией ста процентов дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности.
ПОСТАНОВИЛ: Б. привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и наложить взыскание – штраф в размере тридцати базовых величин, что составляет 1110,00 рублей, с конфискацией ста процентов дохода от незаконной предпринимательской деятельности, что составляет 3257106,10 рублей.
Дело № 3
Постановление Верховного суда от 31.08.2023 о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении Дело №151АП23266/Н/Жн
Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К. на постановление экономического суда Брестской области от 19.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), поступившему из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области, в отношении К., в отсутствие представителей, надлежаще извещенных, УСТАНОВИЛ: Постановлением экономического суда Брестской области от 19.07.2023 К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.3 КоАП, и на него наложен штраф в размере 50 базовых величин, что составляет 1 850 рублей, с конфискацией 100% суммы дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, что составляет 776 102,16 рублей. В поданной жалобе К. просит вынесенное в отношении него постановление отменить и дело прекратить. Заявителем жалобы указано на то, что незаконной предпринимательской деятельностью, описанной в составленном в отношении него протоколе об административном правонарушении, он не занимался, а лишь осуществлял обмен одних токенов на другие на торговой криптовалютной бирже K. и их вывод на иной криптовалютный кошелек за пределами биржи. По его мнению, в материалах дела не имеется достаточных доказательств продажи им криптовалюты иным лицам без использования встроенного функционала в торговую биржу. К. также приводит доводы о нарушении требований процессуального закона при ведении административного процесса, выражает несогласие с назначенным наказанием. Изучив материалы дела, доводы жалобы и дополнения к ней, суд пришел к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.06.2023 К. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.3 КоАП, выразившегося в том, что он на территории Республики Беларусь в период с 04.03.2023 по 17.03.2023, используя функционирующую в глобальной компьютерной сети Интернет информационную систему kucoin.com (торговая криптовалютная биржа K.), осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию иным лицам содействия в совершении и исполнении сделок (операций) с токенами, в том числе выступая стороной по таким сделкам, а именно приобретение и отчуждение токенов за белорусские рубли. За указанный период совершены сделки по отчуждению токенов (USDT) на общую сумму 776102,16 рублей. Указанными действиями нарушены требования подпункта 2.6 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 №8 «О развитии цифровой экономики».
Рассмотрев настоящее дело, экономический суд Брестской области признал доказанным совершение К. правонарушения по части 3 статьи 13.3 КоАП и наложил на лицо, в отношении которого велся административный процесс, основное и дополнительное административные взыскания в пределах санкции соответствующей статьи. Ссылка заявителя жалобы на недоказанность налоговым органом факта отчуждения им токенов иным лицам опровергается собственными объяснениями К. о совершении им таких операций и получении дохода от их совершения, протоколом осмотра предметов и компьютерной информации от 27.05.2023 и данными с приложенного к нему CD-R диска, нулевым остатком на криптовалютном кошельке. Доводы К. относительно нарушения органом, ведущим административный процесс, процессуального законодательства при составлении расчета сумм дохода от незаконной деятельности не основаны на нормах Процессуальноисполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Расчет суммы дохода составлен исходя из сведений, полученных в результате изучения и анализа одного из собранных доказательств. То обстоятельство, что на представленном в инспекцию МНС Республики Беларусь по Брестской области и имеющемся в деле CD-R диске содержатся данные, полученные в ходе проведенного 12.04.2023 осмотра мобильного телефона К., следует из письма начальника ОВД администрации Ленинского района города Бреста от 29.05.2023 №51/42/12264. Каких-либо оснований, подтвержденных надлежащими доказательствами, свидетельствующих о передаче должностным лицом органа внутренних дел в налоговый орган искаженной информации, отличной от имевшейся в мобильном телефоне К., заявителем жалобы приведено не было. Только лишь наличия у него личных сомнений в этом недостаточно для признания доказательства недостоверным. Определяя вид и размер взыскания по данному делу, суд руководствовался правилами, установленными частью 2 статьи 4.1, частью 2 статьи 7.1 КоАП, посчитав в данном случае, что избранная им максимально строгая мера наказания необходима и обусловлена достижением целей административной ответственности. Аргументов, обосновывающих несоразмерность примененной судом ответственности характеру и последствиям содеянного, конкретным обстоятельствам правонарушения, личности нарушителя в жалобе не приведено, в связи с чем утверждение о наложении наказания, не соответствующего принципа административной ответственности, во внимание принято быть не может.
Суд ПОСТАНОВИЛ: Постановление экономического суда Брестской области от 19.07.2023 по делу №151АП23266/Н в отношении К. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 13.12 ПИКоАП.
Выводы:
1. Если лицо на незаконной обменной операции заработало комиссией не более 5 процентов от сумм всех переводов, то размер штрафа и конфискации в разы может превысить сумму заработка.
2. Объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, могут быть расценены, как доказательство совершения правонарушения. Поэтому напоминаю о праве лица на отказ от дачи объяснений при производстве по административному делу.
3. В случае вызова в налоговую инспекцию или правоохранительный орган целесообразно прибегнуть к помощи адвоката в целях недопущения ошибок.
4. Наличие смягчающих вину обстоятельства и характеристика личности влияет на решение суда в части размера штрафа и процента дохода, подлежащего конфискации.
5. Наличие убытка от деятельности в деле № 2 суд не учел как обстоятельство, смягчающее ответственность.
6. Вид криптообменных операций (например, арбитраж - стратегии, предполагающей единовременное выполнение двух и более сделок разной направленности) не влияет на возможность квалификации действий по ст. 13.3 КоАП.
Для получения платной консультации, участия в качестве защитника в административном процессе и в суде, обжалования постановления по административному делу, звоните +375-29-116-07-66 (Whatsapp, Telegram) адвокат Степанова Анастасия Витальевна.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |