Блог

16 ноября 2023

Письменная форма сделки

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что большинство людей совершает сделки ежедневно, а то и несколько раз в день. Даже маленькие дети, не задумываясь об этом, не зная значения слова «сделка», совершают между собой сделки (обычно это дарение, мена, безвозмездное пользование). Участие взрослых в гражданском обороте и активнее, и сложнее, и разнообразнее. Сделки, совершаемые взрослыми, не ограничиваются устными. Кому-то реже, кому-то чаще доводится совершать в письменной форме. О письменной форме сделки и пойдёт речь. Но прежде, чем перейти к сделкам, совершаемым в письменной форме, необходимо кратко остановиться на устных сделках. 
Устная сделка не имеет формы (замечу, что выражение «сделка в устной форме» не основано на законе и употребление его ошибочно). Устные сделки совершаются «на словах», то есть без документального оформления содержания волеизъявления совершающих их лиц.
Устная сделка - это предусмотренный законом (ст. 160 Гражданского кодекса Республики Беларусь) способ выражения воли одного лица (если сделка односторонняя) или двух и более лиц (если сделка двусторонняя или многосторонняя). Устное волеизъявление не является формальным, закон не устанавливает специальных требований к такому способу выражения лица, совершающего сделку. 
Упомянутая выше статья закона устанавливает следующие правила.
1. Сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, по соглашению сторон могут совершаться устно, если это не противоречит законодательству и договору.
Устно совершаются такие сделки, как купля-продажа с использованием автоматов (ст. 468 Гражданского кодекса Республики Беларусь), хранение вещей в автоматических и иных камерах хранения транспортных организаций (ст. 813 Гражданского кодекса Республики Беларусь) хранение одежды, головных уборов и иных вещей в гардеробах организаций (ст. 813 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Устно совершаются также сделки 
оказания услуг театрами, кинотеатрами, концертными организациями, музеями, картинными галереями,  услуги общественного транспорта, бань, саун, душевых, бассейнов, аквапарков. Не требуют письменной формы сделки оказание услуг в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, оказание срочных бытовых услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий,  ремонт обуви, мелкий ремонт швейных и трикотажных изделий, ремонт часов, почасовой прокат, а также некоторые иные бытовые услуги (за исключением химической чистки, окраски и/или интенсификации цвета изделий, производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, ремонта ювелирных изделий, технического обслуживания и ремонта механических транспортных средств). Выдача платёжного документа (кассового чека или квитанции) не превращает такие устные сделки в сделки, совершаемые в письменной форме. Таким образом, от сделок, совершаемых в письменной форме, необходимо отличать устные сделки, совершение которых подтверждается каким-либо документом, в котором отсутствуют существенные условия договора, но содержатся сведения, являющиеся доказательством совершения сделки. Таким документом может быть расписка, кассовый чек, билет и т.п. Доказательством совершения некоторых сделок может быть также номерной жетон.
Для иных сделок законом предписана письменная форма. В данном контексте слово «письменная» означает закрепление словесного волеизъявления лица, совершающего сделку, на каком-либо носителе информации – не обязательно на бумаге. 
Закрепление в законе требования соблюдения в определённых случаях письменной формы сделки имеет под собой веские причины. Устанавливая требование совершать некоторые сделки только в письменной форме, законодатель не преследовал цель «усложнить жизнь» участникам гражданского оборота, но прежде всего – отделить наиболее значимые для сторон сделки от простых бытовых (повседневно совершаемых) и стимулировать ответственное. добросовестное и  разумное отношение к совершению таких сделок. Необходимость составления письменного документа «дисциплинирует» стороны сделки, побуждая их тщательно продумывать содержание своего волеизъявления, понятно и чётко его формулировать, а также согласовывать такие условия, которые при совершении устной сделки часто остаются «за кадром», то есть такие, о которых стороны бы, скорее всего, не задумывались и даже не догадывались, совершая устную сделку. Поскольку подготовка письменного документа обычно требует времени и определённых усилий, стороны, пусть и не во всех случаях, но всё же имеют возможность избежать поспешных, необдуманных решений. Совершив сделку в письменной форме, стороны получают документальное доказательство своего волеизъявления: не только факта совершения сделки, но и её условий. Следует отметить, что такая информация может быть важна не только для сторон, совершивших сделку, но и для тех, кто, возможно (если природа сделки и её условия это позволяют), присоединится к ней в будущем либо выступит в качестве правопреемника одной из сторон.
Закон различает простую письменную форму сделки и нотариально удостоверенные сделки. В силу п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), выражающего ее содержание, который подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующих лица или лиц), и не противоречит законодательству и соглашению сторон.
Как правило, закон не определяет, как именно должен составляться письменный документ, опосредующий сделку: написан от руки, напечатан на компьютере или воспроизведен каким-либо иным способом. Однако есть и исключение. В силу п. 2 ст. 1046  Гражданского кодекса Республики Беларусь закрытое завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем, и несоблюдение этих правил влечет недействительность завещания. Впрочем, в данном случае, речь идёт не о сделке. совершаемой в простой письменной форме, а о сделке, подлежащей ностариальному удостоверению.
Подпись подтверждает подлинность и достоверность письменного волеизъявления. Она «замыкает» документ, свидетельствуя о целостности, завершённости волеизъявления. Однако стоит заметить, что легальное определение подписи в законодательстве отсутствует. Что считать подписью? Фамилию, фамилию и имя, фамилию, имя и отчество, инициалы, прозвище, монограмму или какой-либо знак-символ? Однозначного ответа нет… 
      
Законодательством или соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования к простой письменной форме сделки (в частности, использование бумаги с определенными способами защиты, использование бланка определенной формы, скрепление подписей печатью, подписание несколькими уполномоченными лицами и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований при совершении сделки. Если такие последствия не определены, подлежат применению предусмотренные п. 3. ст. 163 Гражданского кодекса Республики Беларусь последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (об этом - ниже).

Гражданский кодекс Республики Беларусь, не устанавливая исчерпывающего перечня сделок, которые должны совершаться в простой письменной форме, предусматривает довольно широкий их круг, устанавливая общие критерии: цену сделки и субъектный состав, а также указания на отдельные виды договоров, заключаемых в простой письменной форме независимо от цены. Их значимость определяется иными факторами, например предметом сделки, возможностью различных злоупотреблений при их исполнении и т.д. Таковыми сделками в силу закона  являются:
- договор продажи недвижимости (ст. 521 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
- договор продажи предприятия (ст. 531 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
- договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо - независимо от срока (п. 1 ст. 580 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
- предварительный договор, который заключается в форме, установленной законодательством для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме (п. 2 ст. 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
- соглашение о способах обеспечения исполнения обязательств (неустойке, залоге, поручительстве, гарантии, задатке) (ст. 312, 320, 342, 348, 351 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Является ли особой формой сделки письменная форма сделки, подлежащей государственной регистрации? Закон не даёт оснований для этого. Государственная регистрация – это юридический акт публичного признания и подтверждения государством факта совершения сделки, то есть установленное законом дополнительное требование к порядку совершения сделки, но не к её форме. Государственная регистрация является установленной законом дополнительной стадией совершения некоторых сделок, следующей за стадией придания сделке письменной формы. То, что государственная регистрация сделки не является элементом письменной формы, следует из п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (такая сделка считается ничтожной). Закон различает форму сделки и дополнительное требование к ней, каковым является государственная регистрация. 
     
Поскольку бОльшая часть сделок – это договоры, говоря о форме сделки, следует иметь в виду требования к форме договора, установленные ст. 404 Гражданского кодекса Республики Беларусь. П. 1 этой статьи устанавливает следующее. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если настоящим Кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если законодательством для данного вида договора не требуется нотариальной формы, но стороны договорились заключить его в такой форме, то договор считается заключенным с момента придания ему нотариальной формы.
Если законодательством для данного вида договора не требуется письменной (простой или нотариальной) формы, но стороны договорились заключить его в простой письменной форме, то договор считается заключенным с момента придания ему простой письменной формы.
Согласно п. 2 той же статьи договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), или путем обмена текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронные документы), которые подписаны сторонами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан сторонами по договору (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию стороны по договору), и не противоречит законодательству и соглашению сторон. 
В случаях, предусмотренных законодательными актами, допускаются только определенные ими способы заключения договора в простой письменной форме (например, договоры продажи недвижимости, продажи предприятия, аренды предприятия, аренды капитального строения /здания, сооружения/, изолированного помещения или машино-места заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, что исключает возможность его заключения путём обмена текстовыми документами).
В силу п. 3.ст. 404  Гражданского кодекса Республики Беларусь письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор путем направления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 этого  кодекса.
    
Другой разновидностью сделок, совершаемых в письменной форме, являются нотариально удостоверенные сделки. Можно сказать, что это – самая строгая форма сделки. Её предназначением является предупреждение возможных ошибок при совершении сложных сделок. Нотариальное удостоверение обеспечивает ясность волеизъявления лиц, совершающих сделки, и чёткость формулировок. Оно не только  играет доказательственную роль, но также и удерживает, в той или иной мере, от поспешного и необдуманного совершения сделок.
Согласно п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Республики Беларусь нотариальное удостоверение сделок осуществляется путем совершения на документе, соответствующем требованиям ст. 161  этого кодекса, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. В силу п. 2  ст. 164 Гражданского кодекса Республики Беларусь нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:
    1) указанных в законодательных актах;
    2) предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.
    Нотариальному удостоверению в силу закона подлежат, в частности:
    - доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 186 и п. 2 ст. 188 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
    - договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 2 ст. 320 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    - сделка об уступке требования или о переводе долга, если они основаны на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 360 и п. 2 ст. 362 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    - договор ренты (ст. 555 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    - завещание (п. 1 ст. 1044 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
    - сделка с землей, находящейся в частной собственности (ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о земле);
    - брачный договор (ст. ст. 13 и 13-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
    - договор суррогатного материнства (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
    - договор об оказании юридической помощи /кроме дачи устной консультации/ (п. 2 ст. 27 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»).
     
В отличие от последствий несоблюдения нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки (недействительности) закон, по общему правилу,  не устанавливает аналогичных последствий несоблюдения простой письменной формы сделки (за исключением внешнеэкономической). Сделка, обязательность простой письменной формы которой не соблюдена, в силу одного лишь этого обстоятельства не становится недействительной. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями. К таким доказательствам, в частности, но не исключительно, относятся расписки, квитанции, кассовые чеки, накладные, переписка сторон. 
Однако из указанного выше правила есть несколько исключений. В отношении внешнеэкономической сделки п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что несоблюдение простой письменной формы влечёт за собой недействительность сделки. Кроме того, несоблюдение письменной формы влечёт за собой недействительность соглашения о неустойке (часть 2 ст. 312 Гражданского кодекса Республики Беларусь), договора поручительства (ст. 342 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Несоблюдение такого требования к форме формы договора аренды капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения или машино-места, как  составление одного документа, подписанного сторонами, влечёт за собой его недействительность (п. 1 ст. 622 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
    
Совершая сделки, не следует пренебрегать требованиями к их форме, когда они установлены законом. Несоблюдение простой письменной или нотариальной формы сделки - основание для возникновения неблагоприятных последствий для лиц, её совершающих. 

Пользователь:  [14470] (Любич Олег Леонидович) Олег Любич