Рассматривая практику и проблемы оценки эффективности работы адвокатуры в Республике Беларусь, отмечу, что оценить эффективность работы адвоката гораздо сложнее, чем эффективность работы следователя, судьи и прокурора. До настоящего времени, как правило, работу судьи определяли по утверждаемости принимаемых судебных решений, прокурора – по принесенным протестам, проведенным проверкам, удовлетворенным искам. Органы уголовного преследования после отмены института дополнительного расследования интересуют прежде всего сроки расследования и, как говорят следователи, «чтобы дело прошло в суде». Качество следствия и требование ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), обязывающее собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, на взгляд защиты, в определенной степени ушло на второй план.
Конечно, кроме жалоб на несправедливость принимаемых решений, граждане жалуются на судебную волокиту, некорректное поведение судей и работников правоохранительных органов, но на практике подобные жалобы чаще всего являются процессуальными и рассматриваются самими судьями, прокурорами и начальниками следственных подразделений, которые в состоянии профессионально оценить ситуацию применительно к существующей практике.
Для адвоката главным судьей и ценителем его работы является гражданин, для которого важнее всего результат по делу. Зачастую отрицательный результат сводит на нет все усилия адвоката. Каким бы профессионалом он не был и как бы качественно не выполнял свою работу, в этом случае клиент оценивает работу адвоката как неэффективную. Глубоко убежден, что практически каждому человеку рано или поздно может понадобиться профессиональная юридическая помощь.
В наиболее развитых странах ни одно более менее значимое решение не принимается без совета с адвокатом, специализирующимся по тому или иному вопросу. Поэтому очень важно, чтобы общество с пониманием относилось к проблемам адвокатуры. На высоком государственном уровне о проблемах эффективности работы адвокатуры сказал Президент Республики Беларусь на Республиканском совещании судей 25 марта 2008 года. Многие вопросы, поднятые Главой государства, уже давно являются проблемами адвокатов, а примеры, прозвучавшие в докладе, подтверждают значимость работы адвокатов при защите законных интересов граждан и субъектов хозяйствования. Так, А.Г.Лукашенко отметил, что особенно пристальное внимание следует обращать на дела, когда человек в силу своих материальных возможностей не в состоянии пригласить адвоката, а значит, обеспечить квалифицированное представление и защиту своих интересов. Да, эти слова были обращены к судьям, но в них содержится признание факта, что адвокат в процессе – залог защиты и квалифицированного представления интересов граждан.
Рассматривая жалобы на качество работы адвокатов, убеждаешься, что практически 90% из них необоснованны. Из материалов дела видно, что адвокат профессионально выполнил свою работу в рамках действующего законодательства: собирал и представлял доказательства, заявлял ходатайства, но одни ходатайства суд отклонил, другие не учел. Результат – строгое наказание и недовольство гражданина работой адвоката, которое чаще всего проявляется потому, что органами, ведущими уголовный процесс, еще не до конца изжит обвинительный уклон в подходах к оценке доказательств и назначении наказаний. Полагаем, сила и авторитет судебной власти прежде всего в том, чтобы не допустить незаконного и несправедливого осуждения. По всем делам, где были допущены ошибки, на которые ссылался Президент Республики Беларусь на совещании, адвокаты занимали принципиальную, последовательную и, как выяснилось, оправданную и законную позицию. Однако все их доводы были проигнорированы. Так, по уголовному делу, которое трижды рассматривалось судами Брестской области и по которому трижды выносились обвинительные приговоры, участвовали адвокаты Брестской областной коллегии адвокатов. Они занимали последовательную позицию: их подзащитные не виновны. Но только спустя полтора года, когда Верховный Суд Республики Беларусь поставил точку в деле, прекратив по нему производство в связи с недоказанностью участия обвиняемых в совершении преступления, адвокаты добились торжества закона. По остальным 11 случаям незаконного привлечения к уголовной ответственности в 2007 году адвокаты также занимали оправдательную позицию. Однако, к сожалению, их доводы на первоначальном этапе не были никем услышаны.
Если мы обратимся к истории, то также обнаружим случаи, когда квалифицированная, грамотная работа адвокатов не привела к вынесению справедливых судебных решений, их доводы необоснованно были отвергнуты. В результате – судебные ошибки, которые уже невозможно было исправить. Казалось бы, разве это не повод задуматься о том, что к доводам адвоката необходимо относиться серьезно? Очевидно, что 46% удовлетворенных позиций адвокатов по уголовным делам (по итогам 2007 года) недостаточно для качественного осуществления правосудия. Все адвокаты Республики Беларусь поддерживают точку зрения Главы государства, высказанную на совещании, о том, что период адаптации судей и прокурорских работников к состязательному уголовному процессу затянулся. Адвокат должен защищать, государственный обвинитель – обвинять. Получается, что права адвоката должны быть равны правам прокурора. К сожалению, это не всегда так, что отражается на оценке эффективности работы адвокатов.
На практике гражданину очень сложно объяснить, почему прокурор имеет право запрашивать и получать любую информацию, взять время для собирания дополнительных доказательств обвинения во время судебного разбирательства, а адвокат таких прав не имеет. Предоставленная адвокатам возможность собирать сведения в порядке ст. 103 УПК, к которой так отрицательно относится следствие, к сожалению, проблему полностью не решает. Более того, собирая доказательства, адвокат рискует, что его самого привлекут к ответственности за подстрекательство к даче заведомо ложных показаний. Ведь вопрос о привлечении адвокатов к ответственности в этом случае может решаться тем же профессиональным противником, с которым он состязался в процессе. Для реализации принципа состязательности необходимо законодательно уравнять права прокурора и адвоката. К сожалению, имеют место случаи, когда следователи борются не с доказательствами, предоставленными активным адвокатом, а с самим адвокатом.
На совещании судей А.Г.Лукашенко отметил, что нам необходимо реально обеспечить презумпцию невиновности во всех видах судопроизводства. При недоказанности вины должно следовать оправдание, ни в коем случае не «натягивать» до обвинения или применения санкций. При неясности или нечеткости предписаний правового акта суд, принимая решение, должен исходить из максимального учета интересов граждан и юридических лиц. Имеют место случаи, когда сбор, закрепление и проверка доказательств производятся на достаточно низком профессиональном уровне. Доводы и аргументы обвиняемого и его защиты не проверяются, зачастую не проводятся обязательные экспертизы по делу. Правоохранительными органами на стадиях проверки материалов, проведения оперативных мероприятий и расследования порой допускаются грубые нарушения уголовно-процессуального закона. Подобные доводы адвокаты приводят чуть ли не по каждому делу, особенно по обвинению по ст.ст. 424, 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь и другим должностным преступлениям, но, к сожалению, их чаще всего никто не слышит. Согласно чч. 3, 4 ст. 16 УПК все сомнения толкуются в пользу обвиняемого, и приговор не может быть основан на предположениях. На практике все эти положения часто не соблюдаются, и поверьте, трудно объяснить человеку, который говорит о своей невиновности, что подтверждается и материалами дела, что адвокат выполнил все свои обязательства качественно, однако обвинительный уклон, который еще не изжит, сделал свое дело.
Следует отметить, что оценка эффективности работы адвокатов по гражданским делам более объективна, особенно когда обе стороны имеют представителей. В этих случаях сразу видно, кто из адвокатов профессионально подходит к проблеме своего доверителя, да и сами суды на сегодняшний день положительно относятся к участию адвоката в гражданском процессе. При обобщении практики участия адвокатов в подготовке гражданских дел установлено, что подавляющее количество заявлений, которые оставлялись судами без движения, составлены не адвокатами. Как правило, они переписаны из образцов, вывешенных в судах. Заявления, составленные адвокатами, содержат все необходимые данные для возбуждения дела, подготовку которого следует начинать с более ранних стадий, то есть с момента составления заявления. Безусловно, такую подготовку должны вести не суды, а стороны через своих представителей.
Участие адвокатов в качестве представителей по гражданским делам способствует наиболее быстрому и законному разрешению споров. Удовлетворяемость позиций адвокатов по гражданским делам в судах составляет 67% и наблюдается тенденция к увеличению. На мой взгляд, это важный показатель правовой культуры и уровня зрелости нашего общества.
К сожалению, эффективность работы адвоката по гражданским делам также зачастую зависит от объективных причин. До настоящего времени законодательно не закреплена обязанность юридических лиц любой формы собственности выдавать информацию по запросу адвоката, что нередко вызывает сложности уже при составлении исковых заявлений. Адвокаты не один раз высказывали предложение о том, чтобы законодательно закрепить право адвоката получать информацию. Это, несомненно, способствовало бы повышению эффективности их работы и давало возможность ее оценить.
Республиканская коллегия адвокатов инициировала и приняла участие в разработке проекта закона, в определенной степени направленного на разрешение данной проблемы. Проект находится в Парламенте.
Об эффективности работы адвокатуры и уровне доверия к адвокатам можно судить по количеству выполненных поручений. Так, в 2007 году в 162 юридических консультациях коллегий адвокатов и в Белинюрколлегии работали 1 601 адвокат, силами которых в интересах граждан было выполнено 363 631 поручение (даны советы, составлены заявления, выполнены поручения по ведению уголовных, гражданских, административных дел). В среднем за год одним адвокатом выполняется более 1,5 тыс. поручений. В новых экономических условиях особенно уязвимы с правовой точки зрения оказались юридические лица, которые не имеют в своем штате юристов, что предопределяет необходимость квалифицированной защиты их прав адвокатами. Недаром в последнее время наблюдается рост числа адвокатов, специализирующихся в сфере предпринимательства, по защите прав в сложных интеллектуальных и высокотехнологических областях человеческой деятельности. В интересах субъектов хозяйствования в 2007 году было выполнено 10 635 поручений. Из них только в судах проведено около 4 тысяч дел.
Большую работу адвокаты проводят по обслуживанию населения агрогородков. Значительное количество поручений по даче консультаций, составлению правовых документов, ведению гражданских дел выполнено адвокатами бесплатно, за счет средств коллегий. Количество поручений по ведению адвокатами уголовных дел по назначению органов, ведущих уголовный процесс, составляет 52%, и наблюдается тенденция к увеличению.
По постановлению Республиканской коллегии адвокатов четыре раза в год адвокаты проводят акции по оказанию бесплатной юридической помощи в виде консультаций малоимущим гражданам. Кроме этого, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов вправе освободить гражданина, обратившегося за юридической помощью, от ее оплаты полностью или частично. На практике ни один реально нуждающийся малоимущий гражданин, не способный оплатить труд адвоката, не остался без квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, адвокаты вносят весьма значительный вклад в то, чтобы конституционное право граждан о доступности каждого к получаемой квалифицированной юридической помощи стало реальностью. Неотъемлемым качеством квалифицированного юриста всегда считалось стремление совершенствоваться в своей профессии. Для адвоката это означает в том числе и возможность постоянно обучаться, повышать свой профессиональный уровень. В адвокатуре, как силами Республиканской коллегии адвокатов, так и на местах методическими советами президиумов коллегий, налажена такая работа. Важной составляющей квалификации современного адвоката является этичное профессиональное поведение адвоката.
Деятельность адвоката носит публично-правовой характер. В силу этого существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своей чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. В своей работе адвокаты руководствуются не только Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «Об адвокатуре», но и Правилами профессиональной этики адвоката, разработанными самим адвокатским корпусом, где строго и четко прописаны правила их поведения, принципы законности, корпоративности, самоуправляемости, нравственные основы. В случае нарушения этих Правил адвокат строго наказывается вплоть до исключения из коллегии и лишения его лицензии.
Говоря об оценке эффективности работы адвокатов, нельзя обойти вниманием работу по правовой информированности населения. В 2007 году адвокатами прочитано 6 409 лекций в трудовых коллективах, школах, высших учебных заведениях, 770 раз адвокаты выступали в печати, 162 раза на телевидении. Представляется, что, несмотря на то, что оценить эффективность работы адвокатов в этих случаях трудно, их вклад в повышение правовой культуры населения несомненен.
Безусловно, на эффективность работы адвокатуры влияют условия, необходимые для приема граждан в удобное для них время. Так, юридические консультации работают по графику, позволяющему получить консультацию не только в рабочее время. Практически все юридические консультации начинают прием граждан в 8.00 утра и заканчивают в 20.00 вечера. Работают адвокаты и в субботу. Есть реальная возможность получить юридическую консультацию по телефону. Сегодня адвокатура тесно связана с правосудием. Эффективность работы адвокатуры зависит от качества работы судов, прокуроров, правоохранительных органов.
Вся наша деятельность может быть проверена в любой момент и оценена нашими потомками через много лет, и новое поколение будет оценивать нашу работу в строгом соответствии с законом. И поэтому мне хочется закончить свое выступление словами председателя Верховного Суда Республики Беларусь В.О.Сукало, которые он произнес на торжественном совещании, посвященном 75_летию Верховного Суда Республики Беларусь: «Давайте же работать так, чтобы мы имели право ежедневно соотносить к себе слова великого юриста Анатолия Федоровича Кони: «…ни голос страсти, ни посторонние влияния, ни шум, ни гул общественного возбуждения – ничто не должно заглушать во мне сокровенного голоса, не изменять моего искреннего убеждения и не сводить с намеченного профессиональным долгом пути действительного правосудия».
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |