Как показывает практика и официальная статистика, количество совершаемых преступлений по ст. 209 УК (мошенничество) в том числе по ч.ч. 3 и 4 ст. 209 УК не уменьшается. В этой связи продолжают быть актуальными вопросы уголовной ответственности в случае, если виновный(и) совершил(и) такое деяние.
В настоящей статье я не будут затрагивать вопросы что такое мошенничество применительно к Уголовному кодексу Республики Беларусь, способах его совершения, отграничение от иных составов преступлений и т.п. Об этом есть разъяснения в виде Примечания к главе 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь, Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищении имущества», а также немало комментариев к УК, различных статей в разных СМИ, Интернете, в том числе моих на данном сайте. Поэтому обратимся сразу к существу вопроса.
Итак, по порядку. Что касается ч. 3 ст. 209 УК (мошенничество в крупном размере). Согласно санкции ч. 3 ст. 209 УК такое деяние наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа. В силу ст.ст. 10, 13, 14, 16 УК ответственности за данное деяние подлежат виновные лица как при приготовлении к его совершению, так и при покушении или оконченному преступлению, при том, любым из участников преступного деяния (организатор, подстрекатель, исполнитель, пособник (если преступление было совершено не только лишь одном лицом)). До внесения изменений в УК согласно Закону Республики Беларусь от 21.05.2021 № 112-3 (вступили в силу с 19.06.2021) ч. 3 ст. 209 УК предусматривала ответственность только в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
Согласно ч. 3 ст. 12 УК, преступление по ч. 3 ст. 209 УК относится к категории тяжких преступлений. В этой связи, к лицу совершившем такое преступление не мне могут применяться положения ст.ст. 86-88, 89 УК (освобождение от уголовной ответственности по различным обстоятельствам). Рассматривать возможность применения к такому виновному лицу положения ст. 70 УК (т.н. ниже низшего предела) в настоящей статье не буду, это действительно исключительные, единичные случаи и полагаться на это не стоит, не говоря уже о том, что ниже низшего предела не значит, что это может быть только штраф или иное мягкое наказание или иная мера уголовной ответственности. Останавливаться на положениях ст. 88-1 УК также не буду, т.к., во-первых, в абсолютно большинстве случаев, деяния по ч.ч. 3 и 4 ст. 209 УК под диспозицию ст. 88-1 УК не подпадают, во-вторых, такое основание для освобождения от уголовной ответственности по ст. 88-1 УК это право, а не обязанность прокурора и специальной комиссии по помилованию, в-третьих, освобождение от уголовной ответственности по ст. 88-1 УК заслуживают отдельного разговора т.к. обусловлено многими нюансами.
При том, в силу ст. 26 УПК мошенничество по ч.ч. 3 и 4 ст. 209 УК в любом случае является уголовным делом публичного обвинения, а это означает, что такое уголовное дело может быть возбуждено и без заявления потерпевшего, и вне зависимости от позиции потерпевшего или его законного представителя(ей), и не подлежит прекращению в связи с примирением с ним(и). Выявить такое преступное деяние правоохранительные органы могут и при совершении какого-либо единичного эпизода такой деятельности, а затем, при проведении проверки или предварительного следствия установить иных потерпевших и иные эпизоды преступной деятельности, в т.ч. с переквалификацией содеянного на более тяжкую статью УК.
В этой связи, в случае признания лица виновным в совершении данного преступления (ч. 3 ст. 209 УК) реальным остается либо наказание в виде ограничения свободы, либо иная мера уголовной ответственности в виде отсрочки исполнения наказания (ст. 77 УК), или осуждения с условным неприменением наказания (ст. 78 УК) (далее по тексту – условное осуждение) и это при том, если лицо подпадает под критерии ч. 3 ст. 78 УК, либо наказание в виде лишения свободы (реального) на определенный срок. Следует особо отметить, что применение меры уголовной ответственности при признании лица виновным в совершении преступления находится в исключительной компетенции суда. Это означает и то, что суд не связан в своем решении позицией прокурора, иных участников уголовного процесса и т.д. и т.п. Общие начала назначения наказания определены ст. 62 УК. В развитие данной нормы уголовного закона имеются различные разъяснения в виде постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2001 № 1 «О назначении судами уголовного наказания»; от 25.03.2009 № 1 «О назначении судами наказания в виде лишения свободы на определенный срок»; от 30.09.2010 № 9 «О применении судами мер уголовной ответственности, предусмотренных ст.ст. 77-79 Уголовного кодекса Республики Беларусь»; от 20.12.2007 № 18 «О практике применения судами наказания в виде ограничения свободы»; от 28.06.2002 № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которые в силу п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» являются нормативными правовыми актами со всеми вытекающими из этого последствиями. Опять же, я не буду в этой статье излишне подробно останавливаться на положениях данных нормативных правовых актов, тем более что относительно совершения преступлений, относящихся к категории тяжких все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. И опять-таки, сразу перейду к сути вопроса.
По факту, при назначении наказания или иной меры уголовной ответственности суд учитывает характер совершенного деяния, наступившие последствия, личность обвиняемого (т.н. характеризующий материал), его роль в совершенном преступлении, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств и т.д.
Что касается вопроса назначения наказания (меры уголовной ответственности) по ч. 3 ст. 209 УК то с учетом вышеуказанных норм следует отметить очень важные детали, а именно.
В силу ч. 2 ст. 77 УК отсрочка исполнения наказания может быть назначена на срок от двух до трех лет лицу, осуждаемому за совершение тяжкого преступления, если такое преступление совершено лицом в возрасте до восемнадцати лет, либо лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, инвалидам I и II группы, а также лицу, впервые осуждаемому за совершение тяжкого преступления, не сопряженного с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении обвиняемым до окончания судебного следствия причиненного преступлением ущерба (вреда), возврате неосновательного обогащения, уплате дохода, полученного преступным путем (далее по тексту – вред).
Таким образом, если лицо, признанное виновным в совершении преступления по ч. 3 ст. 209 УК, и не подпадающие под критерии, установленные ч. 2 ст. 77 (условно назовем «льготные категории граждан») к моменту окончания судебного следствия (т.е. до начала судебный прений) не возместило вред в полном объеме, то к нему не могут быть применены положения ст. 77 УК (отсрочка приговора).
Статья 78 УК (условное осуждение) содержит в некоторой мере схожие условия ее применения по сравнению со ст. 77 УК, за тем лишь, что ее применение в отношении лица, совершившего любое тяжкое преступление возможно только в отношении т.н. «льготных категорий граждан» (ч. 3 ст. 78 УК), хотя и не устанавливает для ее применения в отношении таких лиц в качестве обязательного условия полное возмещение вреда.
При этом, можно отметить, что в силу п. 3 вышеупомянутого Постановления Пленума ВС Республики Беларусь от 30.09.2010 № 9 отсрочка исполнения наказания (ст. 77 УК) является более строгой мерой уголовной ответственности чем условное неприменение наказания (ст. 78 УК).
Кроме того, необходимо понимать, что применить к обвиняемому при постановлении приговора ст.ст. 77 или 78 УК это право, а не обязанность суда, и решается в каждом конкретном случае при совокупности всех обстоятельств влияющих на меру уголовной ответственности.
Можно также отметить, что в силу п. 11 вышеупомянутого Постановления Пленума ВС Республики Беларусь от 26.03.2002 № 1 наличие хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в п.п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 63 УК, свидетельствует о деятельном раскаянии виновного. Поэтому при отсутствии отягчающих обстоятельств, названных в ст. 64 УК, наказание, определяемое виновному в соответствии с санкцией статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, не может превышать половины максимального срока или размера избранного судом вида наказания. Данное правило не применяется в отношении лица, совершившего особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 69 УК).
В этой связи очевидно, что если преступлением причинен вред, то его необходимо возместить как минимум до названной стадии судебного разбирательства (до окончания судебного следствия).
При этом, возместить такой вред (если он причинен) лучше заранее, и чем более оперативно, т.к. данное обстоятельство имеет значение и для избрания меры пресечения во время и после окончания предварительного следствия (не всегда лицо(а) совершившие такое преступление находятся под стражей как мерой пресечения (не путать с кратковременным (до 72 часов) задержанием в порядке ст. 108 УПК)).
Согласно установившейся судебной практики, такая иная мера уголовной ответственности как отсрочка приговора (ст. 77 УК) или условное осуждение (ст. 78 УК) является более строгой мерой уголовной ответственности чем даже такой вид наказания как ограничение свободы, хотя фактически, по объему реальных правоограничений ограничение свободы даже и без направления в исправительное учреждение открытого типа (УИОТ, т.н. домашняя химия») несет для осужденного большие стеснения и неудобства чем та же отсрочка приговора (ст. 77 УК) и даже при применении судом ч. 4 ст. 77 УК. Это вызвано тем, что при постановлении приговора (с применением ст.ст. 77 или 78 УК) лицу назначается наказание в виде лишения свободы на определенный срок и уже затем (по факту – одновременно) применяется, соответственно отсрочка или условное осуждение. При этом, в случае если осужденный при отсрочке исполнения наказания или условном осуждении совершит новое умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока или если осужденный в период испытательного срока не проявил стремления к законопослушному поведению (п. 3 ч. 7 ст. 77 УК), или при условном осуждении лицо совершит деяния по ч. 7 ст. 78 УК и суд отменит условное неприменение наказание, то такое лицо направляется для отбытия наказания в виде реального лишения свободы на весь срок изначально назначенный ему приговором суда, вне зависимости от длительности испытательного срока, а равно того, сколько из периода испытательного срока осужденный не допускал нарушение(я) повлекшим(и) отмену отсрочку исполнения наказания или условного осуждения. Это принципиально отличает данные нормы (ст.ст. 77 и 78 УК) от последствий ненадлежащего отбытия наказания в виде ограничении свободы, когда при замене такого наказания (в случае злостного уклонения осужденным от отбытия наказания в виде ограничения свободы) осужденному учитывается при замене такого наказания отбытый им срок в течение которого он отбывал такое наказание без нарушений (ч. 8 ст. 55 УК).
А это означает, что если лицо, признанное виновным в совершении преступления по ч. 3 ст. 209 УК, в момент совершения преступления было совершеннолетним и не подпадало под условно названные «льготные категории граждан» (ч. 2 ст. 77, ч. 3 ст. 78 УК), и не возместило вред, причиненный преступлением (особенно, если не приняты вообще никаких к этому мер, или они незначительны), то рассчитывать на приговор не связанным с реальным лишением свободы было бы более чем рискованным. Да, закон не запрещает суду назначить лицу наказание в виде ограничения свободы и при невозмещенном преступлением вреде, но с учетом вышеизложенного, это, как говорилось, более чем рискованно. В заключение по данному аспекту, хотелось бы обратить внимание, что вред в крупном размере, если он причинен, все же, как правило (хоть и не всегда), не настолько неподьемная сумма, поэтому что называется жадничать, делать вид, что не могу погасить по тем или иным причинам и т.д. и т.п. – не очень перспективное занятие. Во-первых, обязанность возместить вред лежит на том, кто его причинил, и дожидаться что, например, пусть суд сначала взыщет эту сумму (особенно это касается морального вреда), а после я ее возмещу, когда будет возможность и т.д. и т.п. в силу вышеизложенного, уже будет поздно, во-вторых, закон не предусматривает оговорок по применению ч. 2 ст. 77 УК в связи с имущественным положением обвиняемого и т.п., в-третьих, отговорки по принципу – нас было несколько, а почему я должен возмещать все сам (когда иные соучастники не хотят или не могут, а то и вовсе не установлены или не задержаны (продолжают скрываться) также, мягко говоря, не совсем аргумент, т.к. при соучастии в преступлении лица по общему правилу несут солидарную ответственность за причиненный вред, и это право а не обязанность суда определить долю каждого из соучастников, что может быть уже поздно, т.к. это может произойти лишь при постановлении приговора.
Отдельно следует оговориться об уголовной ответственности иностранных граждан и не проживающими постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства. В силу п. 2 ч. 4 ст. 55, ч. 2-1 ст. 77, ч. 3 ст. 78 УК к данным лицам не может быть применена ни отсрочка приговора (ст. 77 УК), ни условное осуждение (ст. 78 УК), ни ограничение свободы (с направлением в ИУОТ или без такового) вне зависимости от иных обстоятельств, в том числе и при полном возмещении вреда причиненного преступлением. Это не означает, что такой вред не стоит возмещать и таким лицам, т.к. во-первых, вред все равно будет взыскан при постановлении приговора, во-вторых, в силу вышеуказанного п. 11 Постановления Пленума ВС Республики Беларусь от 26.03.2002 № 1 такое лицо будет считаться совершающим деятельное раскаяние, что должно влиять на срок назначаемого наказание в виде реального лишения свободы, тем более, что диапазон санкции по ч. 3 и ч. 4 ст. 209 УК достаточно широкий, в-третьих, наличие невозмещенного вреда по установившей практике напрямую влияет на применение амнистии и УДО.
Само собой разумеется, что для смягчения уголовной ответственности (если такое преступление совершено), помимо возмещения вреда потерпевшим в полном размере, желательно наличие и иных обстоятельств, влияющих на смягчающие уголовной ответственности. Например, содействие следствию, обязательно трудоустроиться (если человек не под стражей и не работал (не учился)), принести извинения самим потерпевшим, при возможности – заняться общественно полезной деятельностью, исполнить иные обязательства перед государством и третьими лицами (если они имеются и об этом известно следствию (неоплаченные штрафы, погасить задолженность по алиментам, налогам, сборам и т.п.). Само собой, не нарушать закон даже в части административных правонарушений, при возможности – заняться общественно полезной деятельностью и т.д.
Как правило, вред, причиненный по ч.ч. 3 и 4 ст. 209 УК ограничивается суммой похищенного и моральный вредом (если таковой будет заявлен потерпевшим(и)), и в большинстве случаев, его возмещение не представляет собой юридическую сложность для лица, намеревающегося его возместить. Но это не всегда так. В последующей статье на данную тему я подробнее расскажу, что такое вред, причиненный преступлением по ч. 3 и 4 ст. 209 УК, способах и сроках его возмещения, остановлюсь на проблемных вопросах по его возмещению, которые могут иметь место в определенных случаях. А в последующих статьях – останавлюсь на поднятой в настоящей статье проблематике применительно к ч. 4 ст. 209 УК.
Я адвокат Мошкин Виталий Витальевич. Конт. тел. +375296252237, +375295625329
viber +375296252237 telegram +375296252237
С уважением,
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |