Нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации – реализации его прав не препятствие

адвокат Астапенко Александр Анатольевич ,
17 марта 2021
Skype:+375 29 695-87-69
Каждому гражданину нашего государства принадлежат многочисленные права, для реализации которых, в некоторых случаях, необходимо уплатить государственную пошлину.
При этом особенность данной правовой ситуации заключается в том, что конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов, например, путем уплаты тех же государственных пошлин, право граждан на обращения в государственные органы, иные организации и к должностным лицам ни в коем случае не ограничивает.
В частности, законодательством Республики Беларусь по уплате государственных пошлин предусмотрено много льгот.
А конкретно, льготы граждан по государственной пошлине, выражающиеся в освобождении от ее уплаты, подробно перечислены в ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь. Кроме этого, такие льготы также предоставлены некоторыми актами Президента Республики Беларусь.
А в тех случаях, когда по конкретным правоотношениям льгот по уплате государственных пошлин нормативно-правовые акты не предусматривают, по основаниям и в порядке, установленным законодательством, от уплаты государственных пошлин граждане могут быть освобождены уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами.
К таким органам относятся, в том числе, органы местного управления и самоуправления, наделенные правом освобождать граждан от уплаты государственных пошлин в случаях, когда такие пошлины с осуществлением предпринимательской деятельности не связаны.
А конкретно, в соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 35 и п. 1 ст. 291 Налогового кодекса Республики Беларусь местные Советы депутатов (или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы) имеют право полностью или частично освобождать физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин, зачисляемых в местные бюджеты.
В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 3 декабря 2019 г. N 71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами» государственная пошлина, уплачиваемая гражданами, распределена к зачислению в местные бюджеты по более чем 10 объектам ее обложения.
Следовательно, полномочия по освобождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин, зачисляемых в местные бюджеты, у органов местного управления и самоуправления очень широкие. И для реальной реализации людьми их прав, полагаю, что такие полномочия целесообразно перечислить.
А конкретно, местные Советы депутатов (или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы) вправе полностью или частично освободить граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин:
- за рассмотрение органами прокуратуры надзорных жалоб на судебные постановления, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также за выдачу органами прокуратуры копий документов;
- за нотариальные и иные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов;
- за удостоверение регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также за выдачу этими регистраторами дубликатов удостоверенных документов;
- за совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
- за юридически значимые действия, связанные с государственной регистрацией и учетом колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, за выдачу (обмен) документов (дубликатов) в отношении таких транспортных средств, внесение изменений в такие документы;
- за выдачу удостоверения тракториста-машиниста, обмен удостоверения тракториста-машиниста, а также за обмен удостоверения тракториста-машиниста (с категориями), выданного на территории республик бывшего СССР;
- за прием квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором и самоходной машиной;
- за проведение государственного технического осмотра колесного трактора, прицепа к нему, самоходной машины, а также за проведение технической экспертизы самодельного трактора, малогабаритного трактора, мотоблока, прицепа к ним;
- за выдачу (оформление) документов, удостоверяющих право пользования, право аренды, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право частной собственности на земельный участок;
- за выдачу сертификата именных приватизационных чеков "Имущество", а также за переоформление именных приватизационных чеков "Жилье" и "Имущество";
- за регистрацию по месту жительства или месту пребывания гражданина Республики Беларусь, а также за регистрацию по месту жительства или месту пребывания постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.
Заявления граждан о принятии решения о предоставлении льгот по государственным пошлинам, с прилагаемыми к ним сведениями (по возможности - документами) о нахождении в трудной жизненной ситуации, рассматриваются местными Советами депутатов или местными исполнительными и распорядительными органами бесплатно, в 15-тидневный либо, если есть необходимость в направлении запросов, в месячный срок.
При этом перед обращением с заявлением о предоставлении льгот по государственным пошлинам желательно предварительно ознакомиться с размером ставки государственной пошлины, установленной за необходимое гражданину действие или документ. А конкретно, размеры ставок государственных пошлин, уплачиваемых за различные действия, совершаемые, в том числе, государственными органами, значительно отличаются. Поэтому, именно зная размер государственной пошлины, подлежащей уплате в конкретном случае, человек сможет определиться с тем, действительно ли его материальное положение уплатить государственную пошлину за конкретное действие или конкретный документ не позволяет.