О возможности непривлечения к ответственности водителей, виновных в ДТП

О возможности непривлечения к ответственности водителей, виновных в ДТП

Не является административным правонарушением нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников Государственной автомобильной инспекции.

Такое вызывающее интерес дополнение с 31 января 2018 г. используется в качестве Примечания к главе 18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

И действительно, 31 января 2018 г. вступил в силу закон Республики Беларусь от  8 января 2018 г. N 95-З "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и  Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", введший много новшеств как в перечисленные кодексы в целом, так и в отношения, касающиеся ответственности граждан за административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

В частности, законом от 8 января 2018 г., помимо прочего, также  предусмотрено и упомянутое выше Примечание к главе 18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, полностью исключающее (в некоторых случаях), административную ответственность водителей, оказавшихся участниками дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).   

Причем водителям, к сожалению, попавшим в ДТП, что фактически, увы, может случиться практически с каждым водителем (а по сему – нововведение  водителям необходимо и полезно), законом от 8 января 2018 г. в очередной раз напоминается о предоставленных законодательством «хороших» возможностях.

А именно, начиная еще с 2011 г., конечно же, не в ущерб кому бы то ни было (и само-собой разумеется, не в ущерб ГАИ, для сотрудников которой в таком случае служебная нагрузка должна снизиться), водителям при некоторых обстоятельствах разрешается без каких-либо отрицательных для себя последствий о ДТП в ГАИ не сообщать и место ДТП оставить.

А конкретно, согласно указу Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. N 611, действующему с 2011 г., в подпункте 31.4 Правил дорожного движения нашей страны имеется применяемое по сей день (с некоторыми уточнениями) дополнение, говорящее о следующем.

Водитель в случае дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

- в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП;

- ДТП произошло с участием двух транспортных средств, в том числе в случае остановки, вынужденной остановки и стоянки одного из них;

- лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;

- в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев;

- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими водителями транспортных средств, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530 "О страховой деятельности";

- водители транспортных средств, участвовавших в ДТП, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);

- вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями данных транспортных средств в размере до 400 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.

Названное правило, конечно же, распространяется на случаи остановки, вынужденной остановки, а также стоянки одного из участвующих в ДПТ транспортных средств, и присутствия его владельца на месте происшествия. При этом при  стоянке транспортного средства для его владельца  наличие права на управление транспортным средством соответствующей категории необязательно.

Таким образом, в случае, предусмотренном частью второй подпункта 31.4 Правил дорожного движения, то есть, при описанных выше обстоятельствах в их совокупности, оставить место ДТП (перемещать транспортное средство и имеющие отношение к ДТП предметы) водителю разрешается.

А для того, чтобы водители транспортных средств, на случай их участия в ДТП, когда законодательством допускается несообщение о последних в ГАИ, свои права  могли реализовать реально. В частности, для того, чтобы, в том числе, виновный в нарушении  Правил дорожного движения водитель смог реализовать свое право не быть привлеченным за нарушение Правил дорожного движения к административной ответственности, конечно же, с полной выплатой потерпевшей стороне страхового возмещения, страховщиками (страховыми организациями) при заключении договоров страхования выдаются бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии. При использовании водителями названных извещений, по первому же требованию страхователей  им страховщиками бесплатно выдаются новые бланки извещений.

При этом очень многие водители всерьез опасаются заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии неправильно, а потом понести за это соответствующую ответственность.  Им проще, когда, конечно же, правильным оформлением документов занимается сотрудник ГАИ, что, собственно говоря, и становится причиной вызова при ДТП сотрудников ГАИ даже в случаях, когда  законодательство позволяет ГАИ на ДТП не вызывать.

В связи с чем, полагаю, очень многим людям будет интересно, а главное – полезно узнать о том, что  в подобных случаях в помощь водителям, оказавшимся в ДТП,  на обратной стороне бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии  на вполне доступном для водителей языке распечатаны сведения и порядке заполнения данного извещения. То есть, вопрос о правильном заполнении бланков упомянутых извещений вполне благополучно разрешим и реальное непривлечение к ответственности водителей, виновников ДТП, в определенных случаях и на, конечно же, вполне законных основаниях возможно.


Блог Астапенко Александр Анатольевич

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено