Прекращение уголовного преследования по ст.328 УК РБ (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов) (пример из адвокатской практики)

Прекращение уголовного преследования по ст.328 УК РБ (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов) (пример из адвокатской практики)

04 ноября 2017 г. был задержан Зуйков А.А. (фамилия изменена) по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.328 УК.

Ознакомившись с протоколами следственных действий, которые были выполнены с участием Зуйкова А.А. до вступления в уголовное дело его защитника, было обнаружено, что осмотр квартиры, в котором проживал Зуйков А.А. вместе с матерью, являющейся собственником жилого помещения, был проведен с грубым нарушением норм УПК Республики Беларусь.

В ч.7 ст.204 УПК закреплены правила осмотра недвижимого имущества - жилища и иного законного владения (п.7 статьи 6 УПК РБ под законным владением подразумевает объекты владения собственника или иного правомерного владения).

Установлено три процессуальных порядка осмотра законного владения:

1) проведение осмотра жилища и иного законного владения с согласия собственника;

2) проведение осмотра законного владения при отсутствии согласия собственника по постановлению должностного лица органа уголовного преследования с санкции прокурора;

3) проведение осмотра законного владения при отсутствии согласия собственника по постановлению должностного лица органа уголовного преследования без санкции прокурора.

Постановление о проведении осмотра квартиры, в которой проживал Зуйков А.А., органом предварительного преследования не выносилось, согласия собственника (либо проживающего в жилом помещении совершеннолетнего члена его семьи) на проведение осмотра получено не было, санкция прокурора на осмотр жилого помещения не получена.

При невозможности обеспечить присутствие собственника при проведении осмотра законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без их участия, о чем делается отметка в протоколе осмотра (ч.8 ст.204 УПК). Такой отметки в протоколе осмотра не имелось.

Ход и результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра. Протокол составляется с соблюдением требований ст.193-194 УПК в ходе производства следственного действия или непосредственно после его окончания.

Как стало известно защитнику, Зуйков А.А. учинил запись в протоколе осмотра «на осмотр квартиры согласен» не до проведения осмотра, а в тот момент, когда уже был задержан и находился в дежурной части районного РУВД г.Минска. Протокол Зуйкову А.А. принесли сотрудники ОНиПТЛ, которые производили его задержание.

Путем высказывания угроз в адрес моего подзащитного, указанные сотрудники вынудили его внести недостоверные сведения в протокол осмотра места происшествия в виде записи «на осмотр квартиры согласен».

Указанные выше факты свидетельствует о недопустимости доказательства – Протокола осмотра места происшествия от 04.11.2017г., поскольку данное доказательство получено с нарушениями требований УПК, т.е. с нарушением правил уголовного процесса. Оно не имеет юридической силы и не может использоваться в качестве доказательства (ч. 5 ст. 105 УПК).

На основании изложенного и руководствуясь ст.27 Конституции Республики Беларусь и ч.3 ст.8, ч.5 ст.105, ч.5 ст.40 УПК РБ, защитник просил:

- признать полученным с нарушением закона и исключить из материалов дела Протокол осмотра места происшествия от 04.11.17.

- вынести в отношении подозреваемого Зуйкова А.А. постановление о прекращении уголовного преследования.

Результат: 04 января 2018 года ходатайство защитника было удовлетворено, уголовное дело в отношении Зуйкова А.А. прекращено, о чем вынесено соответствующее постановление.


Блог Оленская Инесса Витальевна

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений