Общие положения
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Республики Беларусь (далее – Концепция) задает основные цели, задачи, направления цифрового развития адвокатуры Республики Беларусь, а также определяет базовые принципы, подходы и условия для успешной реализации процесса цифровизации.
Концепцией правовой политики Республики Беларусь определено, что в сфере адвокатуры необходимо определять возможность совершения адвокатской деятельности удаленно, принимать дальнейшие меры по цифровизации адвокатуры.
Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2023 N 381 (ред. от 14.03.2024) "О цифровом развитии" в целях обеспечения цифрового развития Республики Беларусь в том числе установлено, что основными направлениями цифрового развития в Республике Беларусь до 2030 года являются в том числе:
- развитие отечественных программно-технических средств, информационных и других передовых технологий;
- внедрение информационных и других передовых технологий, включая создание и использование государственных цифровых платформ, масштабирование результатов пилотных проектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, транспорта и связи, строительства, торговли, государственной статистики, экологии, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, а также в социально-трудовой сфере.
В утвержденной 7 июля 2022 года на первом съезде адвокатов Концепции развития адвокатуры Республики Беларусь на период до 2030 года констатируется, что «недостаточная цифровизация порядка оказания юридической помощи является одним из вопросов, требующих разрешения на современном этапе». Концепцией предусмотрена задача по проведению в адвокатуре комплекса мероприятий, направленных на развитие собственных информационных ресурсов адвокатуры.
При разработке настоящей концепции учтены предложения и пожелания всего адвокатского корпуса Республики Беларусь, которые были обобщены Белорусской республиканской коллегией адвокатов и отражены в настоящей концепции.
Текущее состояние цифрового развития адвокатуры
Наиболее значимыми результатами цифровизации адвокатской деятельности в Республике Беларусь на сегодняшний день являются:
- созданы, постоянно развиваются и систематически обновляются официальные интернет-сайты территориальных коллегий адвокатов и Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а также их официальные страницы и каналы в социальных сетях, мессенджерах и т.д.;
- на указанных ресурсах размещается, в том числе, информация о работе всех органов коллегии, о запланированных обсуждениях, заседаниях и мероприятиях, их результатах, проводится активное правовое воспитание граждан, освещаются наиболее важные общественные и политические события, происходящие в Республике Беларусь;
- сайт БРКА при этом помимо общедоступного контента имеет контент ограниченного распространения: только для адвокатов. Вход на эту часть сайта, фактически – в личный кабинет адвоката, производится каждым членом сообщества по уникальному логину и паролю. В результате адвокат получает доступ к локальным актам БРКА, видеозаписям семинаров, проводимых для адвокатов, прежде всего – под эгидой учебно-методического центра БРКА, а также к интернет-ресурсу «Бесплатная юридическая онлайн-консультация БРКА». Целью создания данного ресурса является обеспечение доступности правовой информации, правовое воспитание граждан, разъяснение норм действующего законодательства Республики Беларусь путём публикации адвокатами ответов на вопросы пользователей в режиме реального времени с помощью специального программного обеспечения;
- разработано и запущено мобильное приложение «Адвокаты Беларуси». Цель – обеспечить максимальную доступность юридической помощи для пользователей, упростить процесс поиска и общения с адвокатом;
- клиентам – физическим лицам предоставлена возможность производить оплату оказанной адвокатами юридической помощи дистанционно, посредством системы ЕРИП с отнесением комиссии за платеж на счет адвоката;
- адвокаты активно оказывают юридическую помощь клиентам удаленно с использованием таких программ как мессенджеры (Telegram, Viber и т.п.) и платформ для онлайн общения (Zoom).
Следует признать, что кроме указанных выше цифровых решений, адвокатская деятельность, начиная от заключения договора с клиентами и заканчивая подготовкой отчетов для получения отработанного гонорара за месяц, осуществляется с использованием бумажных носителей. Во взаимодействии между адвокатами и территориальными коллегиями адвокатов, между коллегиями и Белорусской республиканской коллегией адвокатов электронный документооборот и автоматизация делопроизводства отсутствуют.
С учетом интенсивного развития информационных технологий на современном этапе и поддержки государством процессов цифровизации, суды, правоохранительные органы, иные государственные органы и организации начинают использовать в повседневной работе все возможности, предоставляемые ими. К сожалению, при осуществлении адвокатской деятельности такая возможность отсутствует. В цифровую экосистему государства адвокатура не внедрена, доступ к государственным цифровым платформам по аналогии с таким доступом нотариусов у адвокатов отсутствует и законодательством Республики Беларусь в настоящий момент не предусмотрен.
Такая ситуация является неприемлемой, так как значительно затрудняет процесс оказания юридической помощи из-за невозможности получить необходимую достоверную информацию, что может повлечь неблагоприятные последствия как для адвоката, так и для лиц, получающих юридическую помощь. Необходимо учитывать и то, что адвокат из-за отсутствия необходимой информации не может в полной мере качественно и в срок выполнить свою основную задачу по оказанию юридической помощи гражданам и организациям, что может привести к нарушению гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь и существенно влияет на вопрос уровня доступности юридической помощи.
Кроме того, отсутствие цифрового развития в адвокатуре напрямую влияет на снижение общественного статуса института адвокатуры и имиджа адвокатов.
Основные направления цифрового развития адвокатуры
В целях цифрового развития адвокатуры и повышения оперативности и качества оказания юридической помощи предлагается создать Автоматизированную информационную систему (АИС) «Адвокатура».
АИС «Адвокатура» предназначена для цифровизации взаимоотношений между адвокатами и клиентами, адвокатами и органами адвокатского самоуправления (территориальные коллегии адвокатов (ТКА), Белорусская республиканская коллегия адвокатов (БРКА) с целью эффективной организации электронного обмена необходимыми данными.
В процессе развития АИС «Адвокатура» должна стать системой, предназначенной для эффективной организации электронного обмена данными между институтом адвокатуры, государственными органами, судом, правоохранительными органами в целях обеспечения оперативного получения информации из государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов).
Конечной целью создания АИС «Адвокатура» является включение адвокатуры в общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), предназначенную для обеспечения эффективного электронного информационного взаимодействия в автоматическом и (или) автоматизированном режимах государственных организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Адвокатура должна быть неотъемлемой частью государственных программ по развитию электронного правосудия, развитию программы «электронное уголовное дело».
Следует отметить, что полноценное включение адвокатуры в цифровую экосистему государства невозможно без значительного изменения как непосредственно законодательства об адвокатуре, так и иного законодательства Республики Беларусь по аналогии с законодательством о нотариальной деятельности, что требует длительного времени и соблюдения норм и правил нормотворческого процесса.
При создании АИС «Адвокатура» необходимо учитывать возможность получения информации из цифровых банков Белорусской нотариальной палаты для ее использования в процессе оказания юридической помощи и защиты прав клиентов (например, автоматическое получение информации о действующих нотариально удостоверенных доверенностях). В целом АИС «Адвокатура» должна иметь программные шлюзы для взаимодействия с цифровой экосистемой Белорусской нотариальной палаты в целях организации оказания юридической помощи клиентам с использованием удаленных инструментов совершения нотариальных действий (регистрация бизнеса через нотариуса, представление интересов клиентов при совершении удаленных нотариальных действий).
Помимо создания собственной АИС адвокатуре необходимо производить постоянный мониторинг готовых программных решений, необходимых и удобных для цифрового развития адвокатуры, повышения качества юридической помощи, и в случае необходимости производить их оперативное внедрение (например, СМДО). При этом приоритет в использовании программного обеспечения необходимо отдавать ПО, разработанному в Республике Беларусь и дружественных нашему государству странах, при условии надлежащей защиты адвокатской тайны, корпоративной информации адвокатуры, персональных данных.
Отдельного постоянного мониторинга требуют разработки в сфере искусственного интеллекта для своевременного внедрения соответствующих решений в процесс оказания юридической помощи, чтобы не допустить повторения пробелов в вопросах своевременной цифровизации адвокатской деятельности, допущенных ранее.
АИС «Адвокатура» призвана решить следующие задачи
- организация оказания юридической помощи клиентам удаленно с использованием единой цифровой платформы адвокатуры (клиент должен иметь возможность получения удаленной юридической помощи через программный комплекс адвокатуры («цифровой кабинет адвоката») без необходимости установки и использования стороннего программного обеспечения, в том числе зарубежного (электронная запись к адвокату, возможность заключения договора на оказание юридической помощи в электронном виде, встроенная система онлайн связи с клиентом, возможность онлайн передачи необходимых документов, дистанционная возможность оплаты юридической помощи через цифровой кабинет адвоката);
- создание корпоративного мессенджера для оперативного доведения актуальной информации до адвокатов и внутрикорпоративного общения;
- создание корпоративной электронной почты на серверах, размещенных в Республике Беларусь, для коммуникаций как внутри адвокатуры, так и для взаимодействия с клиентами, судами, правоохранительными и иными государственными органами без использования зарубежных почтовых решений, размещенных на серверах за пределами Республики Беларусь;
- автоматизация учета заключенных адвокатом договоров об оказании юридической помощи (электронный реестр договоров), учета выполненной адвокатом работы по договору, полученных от клиента оплат с возможностью автоматического формирования финансового отчета за отчетный период для выплаты отработанного гонорара;
- учет работы адвоката по назначению (ст. 46 УПК) и за счет коллегии адвокатов (ст. 28 «Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь») с возможностью автоматического включения данных в финансовый отчет за отчетный период для выплаты отработанного гонорара;
- онлайн система сбора необходимой статистической информации об оказании юридической помощи с возможностью автоматического создания необходимых отчетов о деятельности адвокатуры;
- наличие электронного документооборота между адвокатами и территориальными коллегиями адвокатов;
- наличие электронного документооборота между территориальными коллегиями адвокатов и Белорусской республиканской коллегией адвокатов, в том числе в части обмена необходимой статистической информацией;
- онлайн подготовка стажеров и контроль уровня их знаний для определения готовности к сдаче квалификационного экзамена («цифровой кабинет стажера» с ограниченными функциями)
- дистанционное повышение квалификации адвоката с автоматическим учетом затраченных часов и формированием соответствующего отчета онлайн за необходимый отчетный период;
- размещение на цифровой платформе адвокатуры в электронном виде актуальных локальных актов, методических материалов и материалов повышения квалификации как БРКА так и ТКА;
- размещение на цифровой платформе адвокатуры верифицированных методическим советом БРКА форм документов по адвокатской деятельности (проекты договоров, исковых заявлений и иных необходимых документов для оказания юридической помощи).
- формирование электронного профиля адвоката («цифровой кабинет адвоката») с целью его верификации судом, правоохранительными органами, иными государственными органами как субъекта оказания юридической помощи клиентам, создание электронных средств подтверждения статуса адвоката и полномочий адвоката на представление интересов в конкретных ситуациях;
- получение адвокатами информации, необходимой для оказания юридической помощи клиентам, от государственных цифровых платформ, государственных информационных систем, организаций;
- интеграция адвокатуры с цифровыми платформами суда, правоохранительных органов, иных государственных органов в целях оперативного и качественного оказания юридической помощи клиентам;
- участие адвоката как субъекта электронного правосудия, защитника в рамках реализации концепции «электронного уголовного дела» (представление интересов клиента дистанционно, получение дистанционного доступа к материалам дел);
- внедрение электронного документооборота между адвокатами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (подача необходимых документов, например исков или ходатайств, дистанционно в электронном виде, электронное получение уведомлений от суда и следователя);
- электронное подтверждение статуса адвоката («электронное удостоверение адвоката», электронное подтверждение представления интересов или принятие на себя защиты клиента по уголовному делу (электронный ордер);
- возможность направления адвокатских запросов и получения на них ответом посредством СМДО;
- ведение электронного реестра адвокатов, имеющих право на осуществление адвокатской деятельности, то есть являющихся членами территориальных коллегий адвокатов.
При наличии целесообразности и достаточного финансирования, соблюдения необходимого уровня защиты информации и данных, предусмотреть возможность функционирования АИС «Адвокатура» в том числе путем разработки и использования мобильного приложения для мобильных устройств на базе IOS и Android.
Как элемент функционирования АИС «Адвокатура» с целью электронного обмена информацией следует изучить вопрос возможности использования адвокатами цифровой подписи, получаемой адвокатом как физическим лицом (до решения вопроса о введении «цифровой подписи адвоката» на уровне нормативно-правового регулирования).
Целью цифрового развития адвокатуры в широком смысле является оперативное внедрение в процесс оказания юридической помощи клиентам новейших информационных технологий, создание современной интеллектуальной формы организации деятельности адвокатов, внедрение в цифровую экосистему государства, создание для населения нашей страны равных возможностей получения качественной юридической помощи вне зависимости от места проживания или местонахождения за счет применения современных информационных технологий.
Использование информационных технологий дает принципиально новые и недоступные ранее возможности, позволяющие поднять институт адвокатуры на более высокую ступень развития и обеспечить ему достойное место среди других правовых институтов государства.
Основные принципы построения информационной системы адвокатуры
Разработка и внедрение АИС «Адвокатура» должно вестись с учетом следующих основных принципов:
принцип централизованного управления, позволяющий обеспечить весь спектр интегрированных функций, которые управляют всеми информационными ресурсами адвокатуры (БРКА-ТКА-адвокаты). Реализация указанного принципа управления в системе информатизации позволит отслеживать состояние всей системы, оперативно принимать решения и контролировать восстановление при отказе отдельных элементов, прогнозировать критические ситуации и повысит уровень безопасности системы;
обеспечение актуальности и достоверности передачи, хранения и использования информации;
комплексный подход к обеспечению информационной безопасности и защиты информации при создании и использовании информационных систем;
сосредоточение усилий на наиболее важных и приоритетных задачах;
применение единой политики и централизованной разработки программных и технических средств информатизации;
изучение новых технологий на пилотных проектах;
обеспечение совместимости применяемых программных и аппаратных решений;
способность к расширению состава предоставляемых услуг и технологий, увеличению числа источников информации и пользователей, гибкому масштабированию информационных ресурсов, организации доступа к информационному ресурсу по каналам сети передачи данных;
обязательность использования создаваемых информационных ресурсов и своевременность их наполнения;
возможность оперативной интеграции с внешними, в том числе и международными информационными системами, сетями.
Приоритетные задачи цифрового развития адвокатуры
С учетом системного подхода и принципов обеспечения совместимости и преемственности технических и программных решений, задачи цифровизации адвокатуры могут быть определены в порядке приоритетности в следующей последовательности:
создание цифрового офиса для решения задач цифрового развития адвокатуры по аналогии с цифровыми офисами государственных органов, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2023 N 381 (ред. от 14.03.2024) "О цифровом развитии";
создание собственной серверной инфраструктуры либо размещение АИС в облачной серверной инфраструктуре, находящейся в Республике Беларусь;
формирование нормативно-правовой базы, необходимой для создания и функционирования АИС;
создание и развитие собственной информационной инфраструктуры (корпоративной сети), обеспечивающей внедрение и использование информационных технологий;
создание информационных ресурсов и систем, обеспечивающих актуальность и достоверность обработки информации (сбор, хранение, передача и использование);
обеспечение информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, программно-технических, организационных и других), создание резервного центра (центров) обработки и хранения информации, прохождение в случае необходимости аттестации на предмет подтверждения степени безопасности;
внедрение и использование сертифицированной электронно-цифровой подписи адвоката для обеспечения юридической значимости электронных документов;
принятие комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих обязательное использование создаваемых АИС адвокатами;
повышение квалификации адвокатов и сотрудников коллегий, как пользователей создаваемых АИС;
эффективное формирование и использование создаваемых информационных ресурсов;
использование информационных технологий для повышения информированности населения о возможностях, предоставляемых институтом адвокатуры;
интеграция единой информационной системы адвокатуры в единое расчетное и информационное пространство Республики Беларусь.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |