burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Республики Беларусь

Общие положения

 

Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Республики Беларусь (далее – Концепция) задает основные цели, задачи, направления цифрового развития адвокатуры Республики Беларусь, а также определяет базовые принципы, подходы и условия для успешной реализации процесса цифровизации.

Концепцией правовой политики Республики Беларусь определено, что в сфере адвокатуры необходимо определять возможность совершения адвокатской деятельности удаленно, принимать дальнейшие меры по цифровизации адвокатуры.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2023 N 381 (ред. от 14.03.2024) "О цифровом развитии" в целях обеспечения цифрового развития Республики Беларусь в том числе установлено, что основными направлениями цифрового развития в Республике Беларусь до 2030 года являются в том числе:

- развитие отечественных программно-технических средств, информационных и других передовых технологий;

- внедрение информационных и других передовых технологий, включая создание и использование государственных цифровых платформ, масштабирование результатов пилотных проектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, транспорта и связи, строительства, торговли, государственной статистики, экологии, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, а также в социально-трудовой сфере.

В утвержденной 7 июля 2022 года на первом съезде адвокатов Концепции развития адвокатуры Республики Беларусь на период до 2030 года констатируется, что «недостаточная цифровизация порядка оказания юридической помощи является одним из вопросов, требующих разрешения на современном этапе». Концепцией предусмотрена задача по проведению в адвокатуре комплекса мероприятий, направленных на развитие собственных информационных ресурсов адвокатуры.

При разработке настоящей концепции учтены предложения и пожелания всего адвокатского корпуса Республики Беларусь, которые были обобщены Белорусской республиканской коллегией адвокатов и отражены в настоящей концепции.

   

Текущее состояние цифрового развития адвокатуры

 

Наиболее значимыми результатами цифровизации адвокатской деятельности в Республике Беларусь на сегодняшний день являются:

- созданы, постоянно развиваются и систематически обновляются официальные интернет-сайты территориальных коллегий адвокатов и Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а также их официальные страницы и каналы в социальных сетях, мессенджерах и т.д.;

- на указанных ресурсах размещается, в том числе, информация о работе всех органов коллегии, о запланированных обсуждениях, заседаниях и мероприятиях, их результатах, проводится активное правовое воспитание граждан, освещаются наиболее важные общественные и политические события, происходящие в Республике Беларусь;

- сайт БРКА при этом помимо общедоступного контента имеет контент ограниченного распространения: только для адвокатов. Вход на эту часть сайта, фактически – в личный кабинет адвоката, производится каждым членом сообщества по уникальному логину и паролю. В результате адвокат получает доступ к локальным актам БРКА, видеозаписям семинаров, проводимых для адвокатов, прежде всего – под эгидой учебно-методического центра БРКА, а также к интернет-ресурсу «Бесплатная юридическая онлайн-консультация БРКА». Целью создания данного ресурса является обеспечение доступности правовой информации, правовое воспитание граждан, разъяснение норм действующего законодательства Республики Беларусь путём публикации адвокатами ответов на вопросы пользователей в режиме реального времени с помощью специального программного обеспечения;

- разработано и запущено мобильное приложение «Адвокаты Беларуси». Цель – обеспечить максимальную доступность юридической помощи для пользователей, упростить процесс поиска и общения с адвокатом;

- клиентам – физическим лицам предоставлена возможность производить оплату оказанной адвокатами юридической помощи дистанционно, посредством системы ЕРИП с отнесением комиссии за платеж на счет адвоката;

- адвокаты активно оказывают юридическую помощь клиентам удаленно с использованием таких программ как мессенджеры (Telegram, Viber и т.п.) и платформ для онлайн общения (Zoom).

Следует признать, что кроме указанных выше цифровых решений, адвокатская деятельность, начиная от заключения договора с клиентами и заканчивая подготовкой отчетов для получения отработанного гонорара за месяц, осуществляется с использованием бумажных носителей. Во взаимодействии между адвокатами и территориальными коллегиями адвокатов, между коллегиями и Белорусской республиканской коллегией адвокатов электронный документооборот и автоматизация делопроизводства отсутствуют.

С учетом интенсивного развития информационных технологий на современном этапе и поддержки государством процессов цифровизации, суды, правоохранительные органы, иные государственные органы и организации начинают использовать в повседневной работе все возможности, предоставляемые ими. К сожалению, при осуществлении адвокатской деятельности такая возможность отсутствует. В цифровую экосистему государства адвокатура не внедрена, доступ к государственным цифровым платформам по аналогии с таким доступом нотариусов у адвокатов отсутствует и законодательством Республики Беларусь в настоящий момент не предусмотрен.

Такая ситуация является неприемлемой, так как значительно затрудняет процесс оказания юридической помощи из-за невозможности получить необходимую достоверную информацию, что может повлечь неблагоприятные последствия как для адвоката, так и для лиц, получающих юридическую помощь. Необходимо учитывать и то, что адвокат из-за отсутствия необходимой информации не может в полной мере качественно и в срок выполнить свою основную задачу по оказанию юридической помощи гражданам и организациям, что может привести к нарушению гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь и существенно влияет на вопрос уровня доступности юридической помощи.

Кроме того, отсутствие цифрового развития в адвокатуре напрямую влияет на снижение общественного статуса института адвокатуры и имиджа адвокатов.

 

Основные направления цифрового развития адвокатуры

 

В целях цифрового развития адвокатуры и повышения оперативности и качества оказания юридической помощи предлагается создать Автоматизированную информационную систему (АИС) «Адвокатура».

АИС «Адвокатура» предназначена для цифровизации взаимоотношений между адвокатами и клиентами, адвокатами и органами адвокатского самоуправления (территориальные коллегии адвокатов (ТКА), Белорусская республиканская коллегия адвокатов (БРКА) с целью эффективной организации электронного обмена необходимыми данными.

В процессе развития АИС «Адвокатура» должна стать системой, предназначенной для эффективной организации электронного обмена данными между институтом адвокатуры, государственными органами, судом, правоохранительными органами в целях обеспечения оперативного получения информации из государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов).

Конечной целью создания АИС «Адвокатура» является включение адвокатуры в общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), предназначенную для обеспечения эффективного электронного информационного взаимодействия в автоматическом и (или) автоматизированном режимах государственных организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Адвокатура должна быть неотъемлемой частью государственных программ по развитию электронного правосудия, развитию программы «электронное уголовное дело».

Следует отметить, что полноценное включение адвокатуры в цифровую экосистему государства невозможно без значительного изменения как непосредственно законодательства об адвокатуре, так и иного законодательства Республики Беларусь по аналогии с законодательством о нотариальной деятельности, что требует длительного времени и соблюдения норм и правил нормотворческого процесса.

При создании АИС «Адвокатура» необходимо учитывать возможность получения информации из цифровых банков Белорусской нотариальной палаты для ее использования в процессе оказания юридической помощи и защиты прав клиентов (например, автоматическое получение информации о действующих нотариально удостоверенных доверенностях). В целом АИС «Адвокатура» должна иметь программные шлюзы для взаимодействия с цифровой экосистемой Белорусской нотариальной палаты в целях организации оказания юридической помощи клиентам с использованием удаленных инструментов совершения нотариальных действий (регистрация бизнеса через нотариуса, представление интересов клиентов при совершении удаленных нотариальных действий).

Помимо создания собственной АИС адвокатуре необходимо производить постоянный мониторинг готовых программных решений, необходимых и удобных для цифрового развития адвокатуры, повышения качества юридической помощи, и в случае необходимости производить их оперативное внедрение (например, СМДО). При этом приоритет в использовании программного обеспечения необходимо отдавать ПО, разработанному в Республике Беларусь и дружественных нашему государству странах, при условии надлежащей защиты адвокатской тайны, корпоративной информации адвокатуры, персональных данных.

Отдельного постоянного мониторинга требуют разработки в сфере искусственного интеллекта для своевременного внедрения соответствующих решений в процесс оказания юридической помощи, чтобы не допустить повторения пробелов в вопросах своевременной цифровизации адвокатской деятельности, допущенных ранее.

 

АИС «Адвокатура» призвана решить следующие задачи

 

- организация оказания юридической помощи клиентам удаленно с использованием единой цифровой платформы адвокатуры (клиент должен иметь возможность получения удаленной юридической помощи через программный комплекс адвокатуры («цифровой кабинет адвоката») без необходимости установки и использования стороннего программного обеспечения, в том числе зарубежного (электронная запись к адвокату, возможность заключения договора на оказание юридической помощи в электронном виде, встроенная система онлайн связи с клиентом, возможность онлайн передачи необходимых документов, дистанционная возможность оплаты юридической помощи через цифровой кабинет адвоката);

 

- создание корпоративного мессенджера для оперативного доведения актуальной информации до адвокатов и внутрикорпоративного общения;

 

- создание корпоративной электронной почты на серверах, размещенных в Республике Беларусь, для коммуникаций как внутри адвокатуры, так и для взаимодействия с клиентами, судами, правоохранительными и иными государственными органами без использования зарубежных почтовых решений, размещенных на серверах за пределами Республики Беларусь;

 

- автоматизация учета заключенных адвокатом договоров об оказании юридической помощи (электронный реестр договоров), учета выполненной адвокатом работы по договору, полученных от клиента оплат с возможностью автоматического формирования финансового отчета за отчетный период для выплаты отработанного гонорара;

- учет работы адвоката по назначению (ст. 46 УПК) и за счет коллегии адвокатов (ст. 28 «Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь») с возможностью автоматического включения данных в финансовый отчет за отчетный период для выплаты отработанного гонорара;

 

- онлайн система сбора необходимой статистической информации об оказании юридической помощи с возможностью автоматического создания необходимых отчетов о деятельности адвокатуры;

 

- наличие электронного документооборота между адвокатами и территориальными коллегиями адвокатов;

 

- наличие электронного документооборота между территориальными коллегиями адвокатов и Белорусской республиканской коллегией адвокатов, в том числе в части обмена необходимой статистической информацией;

 

- онлайн подготовка стажеров и контроль уровня их знаний для определения готовности к сдаче квалификационного экзамена («цифровой кабинет стажера» с ограниченными функциями)

 

- дистанционное повышение квалификации адвоката с автоматическим учетом затраченных часов и формированием соответствующего отчета онлайн за необходимый отчетный период;

 

- размещение на цифровой платформе адвокатуры в электронном виде актуальных локальных актов, методических материалов и материалов повышения квалификации как БРКА так и ТКА;

 

- размещение на цифровой платформе адвокатуры верифицированных методическим советом БРКА форм документов по адвокатской деятельности (проекты договоров, исковых заявлений и иных необходимых документов для оказания юридической помощи).

 

- формирование электронного профиля адвоката («цифровой кабинет адвоката») с целью его верификации судом, правоохранительными органами, иными государственными органами как субъекта оказания юридической помощи клиентам, создание электронных средств подтверждения статуса адвоката и полномочий адвоката на представление интересов в конкретных ситуациях;

 

- получение адвокатами информации, необходимой для оказания юридической помощи клиентам, от государственных цифровых платформ, государственных информационных систем, организаций;

 

- интеграция адвокатуры с цифровыми платформами суда, правоохранительных органов, иных государственных органов в целях оперативного и качественного оказания юридической помощи клиентам;

 

- участие адвоката как субъекта электронного правосудия, защитника в рамках реализации концепции «электронного уголовного дела» (представление интересов клиента дистанционно, получение дистанционного доступа к материалам дел);

 

- внедрение электронного документооборота между адвокатами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (подача необходимых документов, например исков или ходатайств, дистанционно в электронном виде, электронное получение уведомлений от суда и следователя);

 

- электронное подтверждение статуса адвоката («электронное удостоверение адвоката», электронное подтверждение представления интересов или принятие на себя защиты клиента по уголовному делу (электронный ордер);

 

- возможность направления адвокатских запросов и получения на них ответом посредством СМДО;

 

- ведение электронного реестра адвокатов, имеющих право на осуществление адвокатской деятельности, то есть являющихся членами территориальных коллегий адвокатов.

 

При наличии целесообразности и достаточного финансирования, соблюдения необходимого уровня защиты информации и данных, предусмотреть возможность функционирования АИС «Адвокатура» в том числе путем разработки и использования мобильного приложения для мобильных устройств на базе IOS и Android.

Как элемент функционирования АИС «Адвокатура» с целью электронного обмена информацией следует изучить вопрос возможности использования адвокатами цифровой подписи, получаемой адвокатом как физическим лицом (до решения вопроса о введении «цифровой подписи адвоката» на уровне нормативно-правового регулирования).

Целью цифрового развития адвокатуры в широком смысле является оперативное внедрение в процесс оказания юридической помощи клиентам новейших информационных технологий, создание современной интеллектуальной формы организации деятельности адвокатов, внедрение в цифровую экосистему государства, создание для населения нашей страны равных возможностей получения качественной юридической помощи вне зависимости от места проживания или местонахождения за счет применения современных информационных технологий.

Использование информационных технологий дает принципиально новые и недоступные ранее возможности, позволяющие поднять институт адвокатуры на более высокую ступень развития и обеспечить ему достойное место среди других правовых институтов государства.

 

Основные принципы построения информационной системы адвокатуры

 

Разработка и внедрение АИС «Адвокатура» должно вестись с учетом следующих основных принципов:

принцип централизованного управления, позволяющий обеспечить   весь   спектр   интегрированных функций, которые управляют всеми информационными ресурсами адвокатуры (БРКА-ТКА-адвокаты). Реализация   указанного   принципа   управления   в   системе информатизации позволит отслеживать состояние всей системы, оперативно принимать решения и контролировать восстановление при отказе отдельных элементов, прогнозировать критические ситуации и повысит уровень безопасности системы;

обеспечение актуальности и достоверности передачи, хранения и использования информации;

комплексный подход к обеспечению информационной безопасности и защиты информации при создании и использовании информационных систем;

сосредоточение усилий на наиболее важных и приоритетных задачах;

применение единой политики и централизованной разработки программных и технических средств информатизации;

изучение новых технологий на пилотных проектах;

обеспечение совместимости применяемых программных и аппаратных решений;

способность    к   расширению   состава предоставляемых услуг и технологий, увеличению числа   источников информации   и пользователей, гибкому масштабированию информационных ресурсов, организации доступа к информационному ресурсу по каналам сети передачи данных;

обязательность использования создаваемых информационных ресурсов и своевременность их наполнения;

возможность оперативной интеграции с внешними, в том числе и международными информационными системами, сетями.

 

Приоритетные задачи цифрового развития адвокатуры

 

С учетом системного подхода и принципов обеспечения совместимости и преемственности технических и программных решений, задачи цифровизации адвокатуры могут быть определены в порядке приоритетности в следующей последовательности:

создание цифрового офиса для решения задач цифрового развития адвокатуры по аналогии с цифровыми офисами государственных органов, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2023 N 381 (ред. от 14.03.2024) "О цифровом развитии";

создание собственной серверной инфраструктуры либо размещение АИС в облачной серверной инфраструктуре, находящейся в Республике Беларусь;

формирование нормативно-правовой базы, необходимой для создания и функционирования АИС;

создание и развитие собственной информационной инфраструктуры (корпоративной сети), обеспечивающей внедрение и использование информационных технологий;

создание информационных ресурсов и систем, обеспечивающих актуальность и достоверность обработки информации (сбор, хранение, передача и использование);

обеспечение информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, программно-технических, организационных и других), создание резервного центра (центров) обработки и хранения информации, прохождение в случае необходимости аттестации на предмет подтверждения степени безопасности;

внедрение и использование сертифицированной электронно-цифровой подписи адвоката для обеспечения юридической значимости электронных документов;

принятие комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих обязательное использование создаваемых АИС адвокатами;

повышение квалификации адвокатов и сотрудников коллегий, как пользователей создаваемых АИС;

эффективное формирование и использование создаваемых информационных ресурсов;

использование информационных технологий для повышения информированности населения о возможностях, предоставляемых институтом адвокатуры;

интеграция единой информационной системы адвокатуры в единое расчетное и информационное пространство Республики Беларусь.