burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Мошкин Виталий Витальевич

Государственный праздник - День народного единства - 17 сентября

Согласно указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2021 № 206 «Об изменении указа Президента Республики Беларусь» п. 1.2. указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и праздничных датах» число государственных праздников дополнено государственным праздником – День народного единства – 17 сентября.   Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 01.01.2022 года текущий 2022 год объявлен годом исторической памяти, что во многом коррелирует с новым государственным праздником.     Непосредственными событиями, связанными с данным государственным праздником, является провозглашение (восстановление) в 1918 году независимости Польши. Указанные события произошли в связи с совокупности целого ряда факторов, определяющим из которых следует отнести события Первой мировой войны и революционных событий в тогдашней России. Вряд ли есть необходимость в настоящей статье подробно описывать указанные события, равно как и предшествовавшие им (историю начиная с момента зарождения государственности в Польше, а также на территориях современных Республики Беларусь, Украины, РФ). Определяющим является то, что на территории бывшего Царства Польского (занятого к тому времени, по сути проигравшей Первую мировую войну кайзеровской Германией) и некоторых территорий с компактным проживанием польского населения в составе распадавшейся Австро-Венгерской империи, как указывалось выше, было провозглашено создание (восстановление) Польского государства. С самого момента этого события остро встал вопрос о новых границах данного государства с учетом как исторических, национальных и религиозных факторов (границы польского государства равно как и вероисповедание, самосознание, проживавшего в его пределах населения в течение истории постоянно изменялись), так и внешнеполитических факторов (неясным исходом начавшейся Гражданской войны в России, претензией Польши к соседям на определенные территории (к Германии, к образуемой Чехословакии, к Литве и особенно бывшей Российской империи (на территории современных Республики Беларусь, Украины, и даже некоторых частей РФ). В этой связи, лордом Британской империи Керзоном Джорджем Натаниэлом (ведущего на тот исторический момент времени государства к тому же победительницей в Первой мировой войне и активным учредителем нового миропорядка основанного на учреждаемой Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы международных отношений) был предложен компромиссный вариант об установлении восточной границы вновь воссозданного Польского государства в основу которого был положен принцип преимущественного национального состава проживающего на определенной территории населения. Это вошло в историю как «линия Керзона». В итоге было предложено три варианта установления данной границы, при том выделялся один из наиболее правильных (условно назовем его вариант А). По данному варианту восточная граница Польши (применительно к землям современной Беларуси) устанавливалась по линии реки Неман, далее примерно по прямой до излучины р. Западный Буг в районе Беловежской пущи и далее по указанной реке до современной Украины. Подвариантом данной линии было предложено некоторое небольшое отступление в пользу Польши в районе между р. Неманом и р. Западный Буг (вариант Б). И еще одним вариантом было проведение границы по реке Западный Буг, однако далее уже не по р. Неман а значительно западнее без включения в состав Польши г. Белостока и его окрестностей (вариант С). Указанные варианты были предложены как руководству Польши, так и Советской России, однако они не были приняты ни Польшей, имевшей претензии на установление восточных границ как минимум до пределов первого раздела Речи Посполитой (а точнее – еще со включением всего северного Причерноморья и некоторых иных территорий (т.н. план «от мора до мора» (междуморья)), так и руководством Советской России, которое вынашивало планы мировой революции. В результате произошло целый ряд серьезных конфликтов включая польско-западноукраинскую, польско-литовскую и польско-советскую войны 1919-1921 годов которые закончились фактическим включением в состав польского государства ряда территорий современных Республики Беларусь, Украины и Литвы. По окончании советско-польской войны 1919-1921 годов, условиями Рижского договора 1921 года территории современных Гродненской и Брестской (целиком), значительной частью Витебской, Минской областей и даже небольшого участка Гомельской области были включены в состав Польши. О явной несправедливости данного мира прямо высказывались даже многие видные деятели белорусской интеллигенции в т.ч. Янка Купала. Таким образом, территория с компактным проживанием белорусов оказалась разделена на примерно две не совсем равные половины в составе разных, прямо скажем, неприязненно настроенных, по самым разным причинам, друг ко другу государств.    Теми же условиями Рижского договора было предусмотрено, что Польша обеспечит защиту прав национальных меньшинств, в том числе белорусов, однако, на практике Польша от его исполнения фактически полностью уклонилось. При том, началось проведение политики т.н. санации, что подразумевало за собой намеренное ополячивание белорусов и украинцев разными способами, в том числе и насильственными мерами. Данная политика Польского государства привела к тому, что земли современной Западной Беларуси в составе Польши не только не имели хоть какой-то автономии, но и были отсталым даже по меркам Польши аграрным краем, почти без промышленности.        В то же время (точнее – еще в период названной польско-советской войны), в Советской России было принято решение о создании БССР, которая, в результате ряда укрупнений и уточнений границ, вобрала в себя территории с компактным проживанием белорусов тогдашней Советской России, во всяком случае, исходя из национального самосознания населения в тот исторический момент времени. Данная граница существует и по сей день.    1 сентября 1939 года, нацистская Германия используя надуманные предлоги и провокации, в союзе с частично признанной Словакией, напала на Польшу. Несмотря на сопротивление польской армии, к 17 сентября 1939 года поражение Польши было очевидным и бесспорным (к тому моменту вермахт нанес решительное поражение основной части Войска Польского, фактически полностью лишил страну ВМС, ВВС, бронетанковые соединения, занял обширные территории, лишив выхода к морю, окружил Варшаву, вышел к Бресту и начал штурм Брестской крепости, окружил Львов, политическое и верховное военное руководство Польши покинуло страну).     Видя происходящее, советское руководство того времени приняло решение о начале, как тогда было объявлено, освободительного походя РККА на территорию тогдашней Польши ставя целью занять территории с компактным проживанием белорусов и украинцев. В то же день (17 сентября 1939 года), до начала выступления войск РККА, примерно в 3-10 часов послу Польшу в СССР была вручена нота, в которой СССР декларировал о фактическом распаде Польского государства и объявил, что берет под защиту население Западной Беларуси и Западной Украины. Об этой ноте польское посольство после некоторых проволочек примерно в 5-30 часов все же известило руководство Польши, по результатам которого в тот же день (17 сентября 1939) Верховным командованием Польши был издан приказ своим войскам о том, чтобы сопротивление РККА не оказывать (хотя по факту в некоторых местах отдельные польские части и соединения такое сопротивление входящим частям РККА оказали), сопротивление Германии продолжать, при этом Польшей война СССР объявлена не была.        Да, вопрос о разделе сфер влияния в т.н. Восточной Европе, а значит и как такового Польского государства того времени, формально был решен в результате секретного приложения к пакту Молотового-Риббентропа от 23.08.1939 года. Применительно к Польше, была достигнута договоренность, что к сфере интересов СССР отойдут территории Польши с преимущественным компактным проживанием белорусов и украинцев, а также территории т.н. Виленского края (которые затем в октябре 1939 были переданы еще независимой Литве). Однако, прежде чем дать скоропалительную, чаще всего предвзятую или просто эмоциональную оценку этому событию как преступный сговор стран-агрессоров и т.п. следует знать и понимать всю внешнеполитическую международно-правовую ситуацию в тогдашнее время, а также последующие события с установлением новой системы международного права и международный отношений.     Так, нельзя не отметить, что и сама тогдашняя (т.н. межвоенная Польша) сделала немало к укреплению Германии в том числе уже в период прихода в ней к власти нацистов (Лонкаранские соглашения, пакт о ненападении 1934 года (т.н. пакт Пилсудского-Гитлера), Соглашение об экономическом сотрудничестве от 04.11.1935, отсутствием реакции на занятие Германией Рейнской зоны, нарушением нацистами Версальских соглашений о создании полноценной армии, в том числе ВВС, ВМС, бронетанковых войск, тяжелой артиллерии, заключение англо-германского морского соглашения 1935 года, на гражданскую войну в Испании, аншлюса Австрии, де-факто Польша приняла участие в т.н. Мюнхенском сговоре 1938 года, т.к. отказалось от создания оборонительного союза против нацисткой Германии и сама, по согласованию с Германией в сентябре-октябре 1938 заняла Тешинскую область Чехословакии, иных актов агрессий и различного рода несправедливых и навязанных территориальных арбитражей, вообще тесным сотрудничеством как между высшими должностными лицами Германии и Польши, так и между этими государствами в целом, вплоть до марта 1939 года, когда данные отношения начали охладевать ввиду начавшихся претензий Германии собственно к Польше. И это, не говоря про постоянные территориальные претензии к соседям и соответствующие действия, той оценки тогдашнего Польского государства, которую давали некоторые мировые лидеры стран Запада того времени (У. Черчиль). Нельзя также не отметить, и фактическое уклонение стран Запада от создания какого-либо действенного механизма для сдерживания нацисткой Германии в том числе военному укреплению, по вмешательству в гражданскую войну в Испании, защите Чехословакии, полную профанацию переговорного процесса с СССР по созданию механизма оборонительного взаимодействия в случае начала агрессии Германии в Восточной Европе, бездействием и прямым активным сотрудничеством с Германией странами Запада вплоть до начала Второй Мировой войны (со стороны США (официально) и вовсе – вплоть до нападения Германии на США 13 декабря 1941 года, а неофициально и в течение всей войны (поставки нефти, некоторых видов сырья, промышленных товаров, финансовые операции через третьи страны) и многие другие т.п. факты и обстоятельства.    Таким образом, если следовать такой логике (сговор стран-агрессоров, оккупация и т.п.), то надо было бы согласиться и принять как должное оккупацию Третьим Рейхом территории Западной Беларуси (а также Западной Украины и Виленского края Литвы) еще в сентябре 1939 со всеми вытекающими из этого для проживавшего там населения последствиями. Доводы же некоторых о том, что Польша и после 17 сентября 1939 могла бы сопротивляться и далее, и чуть ли не выиграть эту войну (не будь бы вхождения РККА 17 сентября в Западную Беларусь и Западную Украину) – не более чем несостоятельные измышления, т.к., как указывалось выше, Польское государство фактически потерпело военное поражение, без какой-то реальной возможности для дальнейшего эффективного отпора врагу. Мало того, ряд историков считают, что существовала устная договоренность между Германией и СССР о том, что СССР войдет на территорию тогдашней Польши только после разгрома Германией основных сил Войска Польского (основываясь на переписке сторон), в связи с чем, руководству СССР 17 сентября 1939 пришлось действовать очень быстро, по сути, в спешке, т.к. вермахт не только неожиданно быстро по представлениям того времени разгромил польскую армию, но и во многих местах существенно пересек линию разграничения интересов между Германией и СССР. Следует отметить, что данная, заранее согласованная, а затем несколько незначительно скорректированная названная линия разграничения с незначительными отклонениями совпадала с линией Керзона (вариант С).    Красноречивой оценкой всего произошедшего является тот факт, что СССР не был исключен из Лиги Наций (хотя это произошло сразу после военной операции СССР против Финляндии в декабре 1939 года, и именно по обвинению в агрессии). Мало того, со стороны всех крупных Западных государств того времени не последовало ни нот протеста, ни дипломатических демаршей, ни расторжения дипломатических отношений.      И конечно же, итоговой чертой какой-либо международно-правовой оценки данного события является учреждение ООН и установление границы между СССР и Польшей, а также новых границ Польского государства (по итогам Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций было принято решение что территориальные претензии Польши к СССР будут удовлетворены за счет Германии, в результате чего, Польша получила две трети Восточной Пруссии, восточные Померанию и Силезию со всем имуществом, итого свыше трети территории современной Польши, при том, Польша возвращала Тешинскую область Чехословакии). Впоследствии, в 1944 году, по настоянию нового польского правительства, СССР передал Польше также Белостокскую область и некоторые территории в Западной Украине. Данные изменения и новая государственная граница между странами была юридически оформлена соглашением о государственной границе от 16.08.1945 (ратифицировано в 1946 году) и в отношении западной границы Республикой Беларусь существует и по нынешний день.   Согласно норм международного права, оккупация является незаконной и подлежит безусловному прекращению (т.е. освобождению и возвращению оккупированных территорий по назначению). Однако, события 17 сентября 1939 года таковыми не признавались, и таких претензий, в том числе, территориальных, во всяком случае де-юре (официально) к СССР после заключения названного соглашения о границе 1946 года, а после и к Республике Беларусь от Республики Польша не предъявлялись. В 1992 году ныне существующая граница между нашими государствами де-факто и де-юре была подтверждена Договором между Республикой Беларусь и Республикой Польшей о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23.06.1992 года (договор ратифицирован обеими государствами и вступил в силу с 30.03.1993). Таким образом, говорить о некой агрессии и тем более оккупации Западной Беларуси как со стороны СССР, так и Республики Беларусь не только некорректно, но и юридически неверно.     В итоге, несмотря на не простые события, предшествующие 17 сентября (1939 года) для Республики Беларусь воссоединение своих территорий в единую республику (тогдашнюю БССР) стало действительно существенным, более чем значимым событием, в результате которого в состав БССР, а затем по правопреемству – к суверенной и независимой Республике Беларусь вошли территории с преобладающим компактным проживанием белорусов, что стало твердой основой создания единой белорусской нации, единого белорусского национального суверенного и независимого государства.         
Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено