burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Астапенко  Александр  Анатольевич

О сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь

   За пределами Республики Беларусь, а особенно в государствах, в отношении граждан которых применяется безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, у многих жителей нашей республики имеются родственники, друзья и знакомые.

   При этом тесные родственные, культурно-исторические и экономические связи, существующие между гражданами Республики Беларусь и лицами, проживающими в других государствах, в том числе, в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и в государствах - членах Шанхайской организации сотрудничества, важны и необходимы.

   В то же время, в случаях, когда пребывание на территории Республики Беларусь определенного иностранного гражданина либо лица без гражданства интересам Республики Беларусь противоречит, интересы государства подлежат защите.

   А конкретно, иностранному гражданину или лицу без гражданства (далее - иностранцу), при наличии для этого законных оснований, во въезде в Республику Беларусь может быть отказано.

   Иностранец, в отношении которого принято решение об отказе во въезде в Республику Беларусь, может быть включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен (п. 5 Положения о Списке лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 г. N 366).

   При этом в законодательстве Республики Беларусь имеется гибкий правовой механизм, позволяющий как оперативно оценить, так и принять во внимание, в том числе, изменение тех либо иных обстоятельств, сложившихся у каждого конкретного иностранца.

   О данном правовом механизме, а конкретно, о практике внесения гражданами Республики Беларусь и иностранцами ходатайств о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь, и пойдет речь.

 

   А конкретно, по основаниям, перечисленным в законе Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", иностранцам, желающим въехать в Республику Беларусь, во въезде в Республику Беларусь может быть отказано.

   А конкретно, в соответствии со ст. 30 закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" иностранцу может быть отказано во въезде в Республику Беларусь, в том числе, если:

иностранец осужден в Республике Беларусь или в другом государстве за совершение умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, и его судимость не снята или не погашена;

иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно в течение года подвергался административным взысканиям и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;

иностранец, подвергнутый во время своего пребывания в Республике Беларусь административному взысканию в виде штрафа, не уплатил его в срок, установленный законодательными актами Республики Беларусь для исполнения постановления о наложении административного взыскания;

пребывание иностранца в Республике Беларусь противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

   Срок запрета въезда в Республику Беларусь в случаях, когда иностранец, в отношении которого принято решение об отказе во въезде в Республику Беларусь, включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, исчисляется от шести месяцев до пяти лет.

   Однако иностранцу, высланному из Республики Беларусь, въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от шести месяцев до десяти лет.

   А в отношении отдельных категорий иностранцев, в частности, в отношении иностранцев, пребывание которых в Республике Беларусь противоречит интересам ее национальной безопасности, общественного порядка или защиты нравственности, срок запрета въезда в Республику Беларусь определяется продолжительностью от шести месяцев до тридцати лет.

   В то же время, в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 30 закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", помимо проставления уполномоченными лицами соответствующих отметок в документах, необходимых для выезда за границу, органы, принявшие решения об отказе во въезде в Республику Беларусь либо о включении иностранца в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, вправе разрешить ему въезд в Республику Беларусь на срок, не более одного месяца, или сократить срок запрета въезда в Республику Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

   В частности, в соответствии с п.п. 12 и 13 Положения о Списке лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 г. N 366 (в ред. от 02.06.2021 г.), срок запрета иностранцу въезда в Республику Беларусь может быть сокращен инициатором закрытия въезда самостоятельно либо по ходатайству государственных органов, государственных организаций, граждан Республики Беларусь и иных лиц:

- в случае изменения или устранения обстоятельств, послуживших основанием для включения иностранца в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;

- для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

- в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.

   Государственными органами, государственными организациями, а также гражданами Республики Беларусь и самими иностранцами, включенными в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь могут вноситься мотивированные ходатайства о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь.

   Данные ходатайства рассматриваются в сроки, установленные законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц".

   При этом для составления в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь именно мотивированного, как это требует законодательство, ходатайства о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь, с чем я на практике сталкивался неоднократно, по моему мнению, необходимо четко знать причину (основание) запрета въезда в Республику Беларусь, срок запрета въезда в Республику Беларусь, а главное – необходимо предпринять исчерпывающие меры по сбору доказательств (фактов), достоверно подтверждающих обоснованность ходатайства.

   В частности, необоснованные обращения лиц, с которыми, к сожалению, также приходится сталкиваться, не только удовлетворены быть не могут, но и порождают для государства расходы, связанные с их рассмотрением.

   В то же время, доказательств, предрешающих по данным ходатайствам какие-либо выводы, в законе Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" не приводится.

   То есть, доводы и доказательства, перечисляемые в мотивированных ходатайствах о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь, носят характер оценочный.

   Поэтому, при наличии у иностранцев, включенных в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, а также при наличии у родных и близких им граждан нашего государства, искреннего желания обратиться именно с мотивированными ходатайствами о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь, составление и внесение таких ходатайств вполне возможно.

   В частности, в соответствии со ст. ст. 11, 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь.

   В соответствии со ст. 99 УК Республики Беларусь погашение или снятие судимости правовые последствия уголовной ответственности аннулируют.

   Следовательно, если лицо, имеющее судимость, после отбытия наказания своим поведением доказало, что ведет законопослушный образ жизни, то по заявлению этого лица суд, с соблюдением установленного порядка, может с него судимость снять.

   Таким образом, в рамках принятия мер по сбору доказательств, подтверждающих обоснованность ходатайства о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь, возможно как ожидание погашения судимости, если срок судимости истекает, так и обращение в соответствующий суд с заявлением о снятии судимости.

   А в целом, основания, предусматривающие освобождение лиц, в том числе, иностранцев, от уголовной ответственности и наказаний, подробно перечислены в главе 12 УК Республики Беларусь.

   Среди таких оснований - применение, в том числе, в отношении иностранцев, амнистии и осуществление их помилования.

   А конкретно, в соответствии с ч. 2 ст. 95 УК Республики Беларусь на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено как от основного, так и от дополнительного наказания, либо ему может быть снята судимость.

   В соответствии с п.п. 1, 5 Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию преступлений и устранению последствий их совершения, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 г. N 250, Президентом Республики Беларусь осуществляется как освобождение от уголовной ответственности лиц в случаях, предусмотренных в ст. 88-1 УК Республики Беларусь, так и помилование осужденных, в том числе, в виде освобождения последних от наказаний условно и снятия судимости.

   Следовательно, в рамках принятия мер по сбору доказательств, подтверждающих обоснованность ходатайства о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь, помимо прочего, возможно составление ходатайств о помиловании, ходатайств об освобождении лица от уголовной ответственности и заявлений о применении актов амнистии.

   При этом ходатайства о помиловании и заявления о применении актов амнистии могут быть поданы не только в компетентные органы Республики Беларусь, но и, в некоторых случаях, в компетентные органы иностранных государств.

   В частности, в соответствии со ст. 114 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Кишиневе 07.10.2002 г., помилование и амнистия лица, в отношении которого вынесено решение о признании и исполнении приговора, осуществляются как запрашивающей, так и запрашиваемой Договаривающимися Сторонами в соответствии с их внутренним законодательством.

   В соответствии со ст. 61 Договора между Республикой Беларусь и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, подписанного в г. Дамаске 23.09.2008 г., государство вынесения приговора может помиловать осужденного, переданного для исполнения приговора, осужденный подлежит амнистии, объявленной как в государстве вынесения приговора, так и в государстве исполнения приговора.

   Таким образом, при сборе фактов, обосновывающих сокращение иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь, могут быть приняты во внимание и международные договоры, заключенные Республикой Беларусь.

   Кроме этого, в случаях, когда к включению иностранца в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, привело привлечение последнего к административной ответственности, возможно применение ст. ст. 4.9., 9.6. КоАП Республики Беларусь, в которых перечисляются сроки, по истечении которых физические лица считаются административным взысканиям не подвергавшимися.

   То есть, иностранец, а также граждане Республики Беларусь, желающие сокращения для него срока запрета въезда в Республику Беларусь, часто становятся заинтересованными в скорейшем начале исчисления срока, по истечении которого лица считаются административным взысканиям не подвергавшимися.

   В частности, совершеннолетнее физическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года, исчисляемого со дня исполнения постановления о наложении на него административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения.

   Лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенного взыскания, по ходатайству органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, может быть от него освобождено или наложенное взыскание может быть заменено более мягким.

   Следовательно, в рамках мер по сбору доказательств, подтверждающих обоснованность ходатайства о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь, возможно как составление ходатайства о разрешении иностранцу въезда в Республику Беларусь на срок, не более одного месяца, в частности, для уплаты штрафа, так и составление заявления об освобождении иностранца от административного взыскания или о замене ему административного взыскания более мягким вследствие заболевания.

   Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 3 кодекса Республики Беларусь о браке и семье приоритетной задачей в сфере социальной политики Республика Беларусь считает защиту брака и семьи, охрану материнства, отцовства и детства.

   В соответствии со ст. ст. 20-1, 91, 100 кодекса Республики Беларусь о браке и семье супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимопомощи, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Взаимные права и обязанности между отцом и ребенком, если отец и мать ребенка не состоят в браке, возникают с момента внесения в установленном порядке сведений о нем, как об отце ребенка, в запись акта о рождении ребенка либо с момента вступления в законную силу решения суда об установлении отцовства. Родители осуществляют воспитание детей, под которым понимается забота об их физическом, духовном и нравственном развитии, а также об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе, реализуют попечительство над ними и их имуществом.

   Следовательно, факт создания между гражданином (гражданкой) Республики Беларусь и иностранцем семьи, а также факт наличия у иностранца в Республике Беларусь нетрудоспособных родителей, несовершеннолетних либо совершеннолетних, но нетрудоспособных, детей, являющихся гражданами Республики Беларусь, при рассмотрении ходатайства о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь учтены быть могут.

   В соответствии с ч. 2 ст. 230 кодекса Республики Беларусь о браке и семье в тех случаях, когда браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства заключены за пределами Республики Беларусь с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, эти браки признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат требованиям ст. ст. 17 - 19 данного кодекса.

   То есть, при наличии у мужчины и женщины, один из которых гражданин Республики Беларусь, а второй – иностранец, искреннего желания создать семью, последняя может быть создана, а именно, брак между ними может быть зарегистрирован, с чем я также сталкивался на практике, как при разрешении иностранцу въезда в Республику Беларусь на срок, не более одного месяца, так и за пределами Республики Беларусь.

   После создания семьи, ссылаясь на необходимость помощи супругу (е) и (или) на необходимость воспитания детей, конечно же, когда такие действия иностранец добросовестно намерен осуществлять в действительности, оба супруга также могут ходатайствовать о сокращении иностранцу срока запрета въезда в Республику Беларусь.

 

   Таким образом, для реализации гражданами Республики Беларусь, желающими помочь иностранцам, а также для реализации самими иностранными гражданами и лицами без гражданства, их права на внесение в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь ходатайств о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь, все необходимые условия созданы.

   Гражданам Республики Беларусь, а также иностранцам, включенным в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, необходимо свои права лишь знать и добросовестно ими пользоваться.

   А конкретно, ходатайства о сокращении иностранцам срока запрета въезда в Республику Беларусь лицам, их вносящим, необходимо должным образом мотивировать.

Добавить комментарий
0
Аташ
Здравствуйте ,
Я учился в Белоруссии на педагогический университет имени Максима Танка у меня 6 месяц осталось, меня депортировали вы можете мне помочь как я могу получу виза чтобы закончить последний курс и получить диплом?!
Имя Цитировать 0
0
Алена
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Сестра вместе с дочерью ( украинки ) возвращались с Чехии домой в город Мелитополь Запорожская область. Россия. Но их не пропустили на белорусской границе без объяснения причин. Указав статью 30. У нее был разряжен телефон,и она пошла в автобус за зарядкой. Может это послужило поводом? В Белоруссии она первый раз и ехала транзитом на Шереметьево. Почитав про статью 30 .я ничего не нашла ,чтобы нарушила моя сестра. Что в этом случае делать. На границе ей сказали въезд в Белоруссию не раньше одного года, а если нужно в Шереметьево,тогда только через другую страну.  
Имя Цитировать 0
0
dima tyntarev
Здравствуйте.Я гражданин Израиля и мне в январе поставили на границе печать уезд забаронены.Можете помочь отменить или сократить запрет ?Заранее спасибо.
Имя Цитировать 0
0
Алексей
Добрый день.
Бабенко Алексей.
20.09.2024 мы с семьёй выезжали со стороны Латвии в Белорусию. После длитеной проверки нам отказали во въезде,  поставили печать в паспорта . При этом срок действия запрета не вписан.
На сайте МВД Белоруссии информации о запрете нет.
Может ли это быть запрет именно на день?
Лейтенант сказал что можете попробовать въехать на следующей день.
Возможно ли это?
Спасибо  
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено