burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Артюхович Алексей Александрович

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА «DIGITAL ART». СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ИХ ЗАЩИТЫ

Что такое «Digital art»?

 

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «цифровое искусство» (digital art), но изучив соответствующую практику применения можно сформулировать следующее самостоятельное определение: 

Цифровое искусство (digital art) — это мультимедийный продукт, представляющий собой направление в медиаискусстве, создаваемый с помощью компьютерных программ, цифровых технологий, современных технических устройств, результатом которого являются художественные произведения в цифровой форме.  


К формам «цифрового искусства» можно отнести: -цифровую живопись; 

-иллюстрации; 

-3D-графику; 

-анимацию; 

-интерактивные инсталляции и другое. 


Главной чертой цифрового искусства является их форма. Согласно ч. 2 ст.992 ГК РБ произведения могут быть выражены в любой объективной форме, в том числе в письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и других формах. Но в данном перечне не названа конкретно цифровая форма, поэтому возникает вопрос: стоит ли вносить изменения в ст.992 ГК РБ и добавлять новую объективную форму или же выделить произведения в цифровой форме в самостоятельную группу цифровых произведений отдавая им самостоятельную статью. 


Объекты «Digital art» как производные объекты от ЭВМ 


Объекты в цифровой форме имеют особые признаки: 


1) не зависят от внешних носителей, так хранение возможно как на физическом носителе (диск, флешка), так и на виртуальном (облачное хранилище, сайт и т. д.); 

2) распространяются в сети Интернет, что обеспечивает доступ сразу большого количества пользователей; 

3) являются сложными объектами; 

4) особенный способ создания посредством использования компьютерных технологий, но обязателен творческий вклад создателя. 


Правовая природа объектов цифрового искусства неоднозначна, концепция заключается в представлении объектов «Digital art» в качестве производных произведений, а именно поскольку они являются произведениями искусства, созданными с помощью технических средств, то есть они созданы автором (художником) посредством использования программ для ЭВМ, которые в свою очередь согласно ГК РБ приравниваются к литературным произведениям. 

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что объекты «Digital art» являются производными произведениями (ст. 993 ГК РБ), но в данном случае, программа для ЭВМ является основой для создания объекта цифрового искусства, она предоставляет необходимые средства и инструменты (цветовая палитра, фильтры, ретушь, линии, кисти и т. д.) и только за счет их использования получается новый и уникальный объект, то есть происходит создание одного произведения на основе использования другого уже существующего произведения. Но более правильной является концепция, согласно которой объекты цифрового искусства являются мультимедийным продуктом, то есть представляет собой сложный объект, включающий в себя одновременно несколько самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности, которые охраняются законом. 


Изучим пример на основе создания цифрового произведения, так, цифровое произведение может представлять собой цифровое 3D-изображение с оригинальными, индивидуальными персонажами либо панорамой, каждая деталь из которых получит правовую охрану (ч.3 ст. 992 ГК РБ) и является полноценным творческим произведением, с использованием музыкального сопровождения, графики и все это создается в цифровой форме с использованием программы для ЭВМ и базы данных. 


Мультимедиа рассматриваются как информационное содержание, которое транслируется в разных форматах, к примеру, такими форматами выступают (видео, аудио, анимированная компьютерная графика и т. д.), также возможно применение интерактивного взаимодействия с графической информацией, которые плотно вошли в нашу жизнь в качестве развлекательного контента, а именно применения VR и AR технологий. Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что мультимедийные объекты являются многопроизводными и многочленными произведениями, сочетающие в себе разные результаты творческого труда автора и различные варианты их проекции во внешний мир. 

Таким образом, выделяется мультимедийная форма объектов авторского права в цифровой среде, объединяющая в себе статичные объекты в виде текста и графики, а также динамичные в форме музыки, видеоряда, анимации и иные способы. 


Для объектов цифрового искусства, помимо характерной для них формы выражения при помощи программ ЭВМ, важен ещё и способ их распространения, а именно размещение их в сети Интернет, как правило, такой способ размещения преследует не только удовлетворение духовных целей создателя, но и желание извлечь коммерческую и иную выгоду, используя цифровые произведения для рекламы товаров/услуг, вовлекая их в реализацию полномасштабных медиа-проектов. Объект цифрового искусства имеет особую правовую природу и известные гражданскому праву критерии правовой охраноспособности в недостаточной мере способны охватить весь объем и подчеркнуть всю специфику данного объекта, а значит, и обеспечить полную их охрану. 


Субъектный состав: роль автора как правообладателя программы ЭВМ, но и как художника (исполнителя) 


Поскольку, под творческим трудом понимается каждая самостоятельная интеллектуальная (умственная) иная деятельность автора, то изучив роль и участие автора в процессе создания цифровых произведений становится понятно, что творческая составляющая является значительной и проявляется в создании и реализации замысла автора относительно образов персонажей, выбора и настройки цветовой гаммы, обозначения границ и линий, расположения элементов и композиции и т. д. 


Но тут встает вопрос о степени самостоятельности авторского труда, поскольку цифровое произведение создается при помощи технических средств и на основе заданного алгоритма, выставленных настроек параметров программа способна сама создавать произведения. Технологии не стоят на месте, и сейчас существует «нейросети», которые способны к творчеству, обучены рисованию, могут генерировать текстовую информацию и т. д. 

К примеру, искусственный интеллект способен одной своей частью равно как рисовать графические иллюстрации, так и другой частью контролировать данный процесс, внося при этом изменения для создания эффекта реалистичности. 


Ученые по общей классификации выделяют два типа программ: 

- одни используются человеком лишь в качестве технического инструмента для создания своего произведения с целью облегчения работы, достижения определенного эффекта, фактуры, объема и т. п. 

- другие программы способны самостоятельно генерировать и создавать графические изображения, анимационные произведения, видео контент без творческого вклада автора, человек в данном случае будет выступать в качестве пользователя, наблюдателя. 


Поэтому, правовую охрану должны получить только те цифровые произведения, в которых роль автора была как можно больше существенна, и он вносил в произведение свой интеллектуальный, творческий вклад, а программа играла только вспомогательную роль в виде технического инструмента, то есть, выделяя критерий самостоятельности. 


Основания и способы правовой охраны 


Очевидно, что объект цифрового искусства должен охраняться по общим правилам охраны других объектов авторских прав, имея также специфику своей правовой природы. 


В законодательстве Республики Беларусь определяют основные критерии правовой охраны: 

- оригинальность; 

- наличие формы выражения; 

- творческий характер ее создания. 


Необходимо рассмотреть, насколько данные критерии применимы именно к проектам «Digital art». 


1. Оригинальность. 

С одной стороны, этот критерий соотносим и даже не отличим от критерия творческой составляющей, поскольку именно оригинальность цифрового объекта определяет дальнейшую возможность его охраны. Допустим, художник нарисовал произведение в виде цифрового рисунка (пейзажа) и выложил его в сеть Интернет. Через какое-то время другой художник при помощи цифрового редактора изменил некоторые элементы, например цвет, природу (если изображен пейзаж), что не составляет труда, имея готовое цифровое изображение. Это изображение было предложено поместить за вознаграждение на обложку веб-сайта или журнала. 

Очевидно, добавление незначительных элементов не будет являться легальной переработкой, соответственно у него не возникает прав на него. В результате спора с автором оригинального изображения суд установит следующее, что оно было помещено на изначальное место опубликования раньше, и хоть к авторскому праву не применимо положение патентного права «кто зарегистрировал раньше, тот и собственник», однако критерий оригинальности, означающий, что один и тот же результат не может быть достигнут параллельно, гарантирует зависимость работ друг от друга, вызванную временным промежутком, в связи с чем спор надлежит решать в сторону автора оригинального изображения. 


2. Наличие формы выражения. 

Правовой охране подлежат лишь результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в любом объективном виде формы. Цифровая форма выражения не предполагает существования оригиналов в материальной форме, однако создать экземпляры (копии) распечатав его электронный вариант, не составляет труда. 


3. Творческий характер создания. 

Основное свойство творческого труда то, что он является умственным и ограничивается фантазией автора. Объект цифрового искусства зависим от способа своего создания и функционала программы для ЭВМ, которая этому способствовала. 


Приведем пример известных компаний, так в 1984 г. компьютерная программа Racter смогла методом генерации имеющейся английской прозы написать собственный продукт в виде книги. С таким же успехом, подобная программа может сгенерировать веб-новеллу. Более того, «нейросети» уже обучены рисованию. Однако, подобного рода программами пользуются многие крупные игровые компании, например игровой гигант в сфере создание видеоплат и видеокарт NVIDIA на конференции GTC 2019 в Калифорнии показала работы созданного ею искусственного интеллекта GauGAN - это нейросеть, в которой одна ее часть рисует изображение, а вторая оценивает, как его нужно видоизменить, чтобы сделать еще более реалистичным. 

Между тем и в стороне не остались и отечественные российские «нейросети» - Алиса, голосовой помощник от компании Яндекс, смог без участия пользователя нарисовать картины, которые получились вполне в духе художников-экспрессионистов. 


Средства правовой охраны 


Средства защиты и меры ответственности в отношении объектов «Digital art» не будут сильно отличаться от других объектов авторского права (возмещения убытков, выплаты компенсации и др), однако присутствует специфика: 

1. Нарушение таких неимущественных прав автора, как неприкосновенность произведения и право авторства, наиболее сильно заметны в отношении художников цифровых произведений. Обнародовав его, технические возможности позволяют обезличить и присвоить работу автора, указав иной первоисточник. 

2. Нарушение исключительных прав, таких как воспроизведение и распространение, как правило, происходит из-за того, что безымянную работу проще всего разместить на продукции, или других материальных носителях. Как вариант, технические средства защиты предполагают применение технологий и устройств, контролирующих доступ к произведению. 


Первоочередная задача этих средств - обеспечить идентифицирующими признаками произведения цифрового искусства, указывающими на их автора, но и время создания, и иные факты первоисточника. Этому может способствовать нанесение автором на объект его творчества определенной маркировки, подобной знаку обращения на рынке или знаку соответствия. 


Примером такого средства индивидуализации и относимости к автору могут быть: 

- знак (логотип, водяной знак), созданный автором, который будет идентифицировать его работы; 

- знаки, определяющие возможность использовать арт продукт в различных целях (предполагается в коммерческих или некоммерческих). 


Представляется возможным также использование таблицы, в большинстве случаев подобной основной надписи на чертежах в соответствии с ГОСТами, в которых могут содержаться основные данные об изображении. 

Для объектов, не являющихся изображениями буквально и имеющими сложности с нанесением знаков и таблиц (например, текстуры или 3D-модели), специалистами в данной сфере деятельности должны быть разработаны иные способы для прикрепления знаков и таблиц. 


Таким образом, внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь гарантирующей информацию об авторском праве, а также технических средствах защиты авторских прав позволит всецело оказать правовую охрану объектам произведений в сфере «Digital art».



Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено